Архетип Трикстера
Термин «Трикстер» введен в современную науку и публицистику Юнгом, обозначив им соответствующий архетип бессознательного. Само же название Юнг позаимствовал у исследователя мифов североамериканских индейцев Пола Радина, впервые предпринявшего исследование образа трикстера в культурологическом анализе мифологии виннебаго в книге «Трикстер – мифы североамериканских индейцев». В работе «Психология образа Трикстера» доктор Юнг пишет о Трикстере как о чрезвычайно древней психологической структуре, мифологеме. Он относит этот образ, живущий в коллективном бессознательном, к архетипу Тени. Трикстер у Юнга – это личность, пребывающая в первобытном состоянии. Это состояние, по Юнгу, характеризуется отсутствием влияния разума и возможностью чувствовать и проявлять интуицию. Отсутствие рамок и сдерживающих факторов, как считает Юнг, способствует выделению огромной «первобытной» энергии, которая делает носителя этого архетипа очень деятельным.
Когда Юнг впервые столкнулся с образом Трикстера, то невольно вспомнил традицию карнавала с полной отменой иерархического порядка и средневековым обрядом, в котором в качестве «подражателя Бога» появляется дьявол. В нём Юнг обнаружил поразительное сходство с алхимическими фигурами Меркурия с его любовью к озорным шуткам и злым проказам, способностью изменять форму двойственной природой (полуживотное-полубожество), стремлением беспрестанно выставлять напоказ лишения и мучения наряду с приближением к фигуре Спасителя. Оказываясь всецело отрицательным героем, Трикстер все же – несмотря на свою глупость или благодаря ей – достигает того, что другим не удается достичь никаким сконцентрированным усилием. По Юнгу, Трикстер является не только мифологической фигурой, но и частью внутреннего психологического опыта. Когда бы и где бы он ни появлялся, несмотря на свою неприглядную внешность, то несет возможность преобразования бессмысленного в осмысленное. Следовательно, он символизирует склонность к энантиодромии. Несмотря на то, что Трикстер – неуклюжее, бессознательное создание, каковым он может оказаться и каковым он предстает перед нами, его действия неизбежно отражают компенсаторные отношения к сознанию.
«В своих чистейших проявлениях – пишет Юнг – он есть самое правдивое отражение абсолютно недифференцированного человеческого сознания, соответствующего психике, которая только что покинула животный уровень». Его можно считать даже ниже животного, поскольку он больше не зависит только от одного инстинкта; и в то же время, при всей его готовности к обучению, он не достиг полной меры человеческого осознания. Наиболее тревожащим аспектом здесь является не столько его бессознательность, сколько его несвязанность.
Психологически Юнг рассматривал фигуру Трикстера как эквивалент тени. «Трикстер – это фигура коллективной тени, сумма всех низменных черт характера у индивидов». Тем не менее, его появление является свидетельством большим, чем просто остаточный след первобытных предшественников. Как, например, в «Короле Лире» появление Трикстера обязано самой динамике, существующей в реальной ситуации. Когда король, доведенный до сумасшествия своими высокомерными сознательными грубыми ошибками, скитается, то его компаньоном оказывается «мудрый» Дурак. Актуализация образа Трикстера означает, что произошло большое несчастье или возникла опасная ситуация. Когда Трикстер появляется в сновидениях, в живописи, синхронистических событиях, оговорках, фантазиях-проекциях и разного рода личных случайностях, то имеет место освобождение компенсаторной энергии. Однако узнавание фигуры есть лишь только первый шаг к ее интеграции. С возникновением символа внимание обращается к изначальному деструктивному бессознательному состоянию, но это состояние еще не преодолено. А поскольку индивидуальная тень есть постоянная составляющая личности, она никогда не будет уничтожена. Коллективная фигура Трикстера реконструирует себя непрерывно, проявляя возбуждающую силу и нуминозность всех предполагаемых образов Спасителя.
Тесно связанный с воровством, ссорами и скандалами, дурацкими поступками, глупостью и пустотой любых разновидностей и оттенков, Трикстер мифологии американских индейцев имеет свое архетипическое соответствие в Гермесе из греческой мифологии, воре, сладкоречивом краснобае, известном также своей быстроногостью. Эта мифологическая связь Гермеса с Трикстером, обнаруженная Юнгом, была выявлена им и в дальнейших исследованиях текстов средневековых алхимиков. Поиск путей трансформации неблагородных металлов в благородные привел последних к наделению фигуры Меркурия качествами ртути – живости, подвижности, способности быстро менять свою форму, быть источником изменений и превращений. Эта связь оказалась воплощенной в самом представлении об алхимических трудах как целом, в термине corpushermeticum.
Можно подробнее рассмотреть трансформацию архетипа «Трикстера» из незначимого в значимое и на примерах проиллюстрировать проявление паттернов поведения связанных с архетипом Трикстера в сказках и фильмах.
Нам нравится думать, что то, чего мы не понимаем, нам никогда не пригодится. Но это не всегда так. Безусловно, что человек редко понимает и воспринимает окружающий мир только одной только головой, а если говорить о первобытных людях, то там восприятие было на уровне инстинктов. Они мыслили архетипически, дологически, интуитивно. По причине своей нуминозности миф непосредственно воздействует на бессознательное независимо от того, понятен он или нет. Обычно можно найти в политике феномен проявления архетипа Трикстера. Если говорить метафорически, то сегодня цивилизованный человек забыл проявление феномена трюкача. По Юнгу, как правило, мы вспоминаем о проказах плута, о его только переносном и метафорическом смысле, его образе, только тогда, когда, говорим о судьбе, которая играет с нами злые шутки, или о заколдованных вещах. Мы не подозреваем, что наша собственная скрытая и, очевидно, безвредная Тень обладает качествами, которые превосходят самые дикие сны. Поскольку люди собираются вместе и подчиняют себе индивида, Тень мобилизуется и, как показывает история, может даже быть персонифицирована и воплощена. Если мы рассмотрим трюкача как аналог индивидуальной Тени, встает вопрос: может ли то значение, которое мы усматриваем в мифах о трикстере, наблюдаться в субъективной, то есть личной Тени? Так как Тень часто появляется в снах как четко определенный образ, мы можем ответить на этот вопрос положительно.
Тень, хотя она по определению является отрицательной фигурой, иногда имеет ясно различимые черты и свойства, которые указывают на противоположный подтекст. Как если бы не располагающая к себе наружность скрывала важное содержание. Скрытое относится к божественным фигурам. Позади Тени стоит Анима, которая наделена значительной властью обольщения и очарования. «Она часто появляется в слишком юном образе и скрывает собой, в свою очередь, архетип Старого Мудреца (мага, короля)». Ряд может быть продолжен, но бесполезно делать это, так как психологически каждый может понять лишь то, что сам испытал.
Архетип Трикстера или «трюкач» (именно так, Карл Густав Юнг называет его в своей книге «Алхимия снов») является самым динамичным архетипом, одним из самых близких к Самости. Трикстер, он же дурак, он же маг в своей двойственности. Соответствует мифологическим богам: Гермесу-Меркурию. Алхимический образ Меркурия – любовью к коварным выходкам, шуткам и злым проказам, способность изменять облик, двойственная природа наполовину божественная, наполовину животная, подверженность кразного рода мучениям и приближенность к образу Спасителя.
Глупый Ганс, Ганс-колбаса, Мальчик-с-пальчик (полуживотное-полубожество). Во многих культурах (например, в древнегреческих, скандинавских или славянских мифах, а также в индейских историях), Трикстер и культурный герой часто смешиваются. Во многих североамериканских мифологиях койот (у юго-западных индейцев) или ворон(северо-западные индейцы) также выкрал огонь у богов (звёзды или солнце), но он более Трикстер, чем культурный герой. Различие заключается в других историях, касающихся характеров этих персонажей: Прометей – Титан, тогда как Койот или Ворон обычно является шутником и проказником.
Говоря о мифологии разных народов и этносов, мы находим следующие мифологические трикстеры: герои мифологии народов северной Америки: койот (общий для многих народов: мивоки, олони, помо и другие);ворон (общий для многих народов: кри, нутка, и другие);енот Азебан (мифология народа абенаки); Ваджкункага (мифология племени виннебаго); Кошары Пайякяму (священные клоуны) – мифология народа пуэбло;Кокопелли (мифология народа хопи); Кокопелли (мифология народа зуни); Вихио (мифология шайенов); Амагук (мифология эскимосов); расписная черепаха (мифология группы народов алгонкины). Обезьяна (афроамериканский фольклор).
Герои мифологии народов Африки: паук Ананси (общий для многих народов Западной Африки);заяц (общий для многих народностей Банту);кузнечик Цагн (мифология бушменов); Токолоше (мифология народа зулу); Эшу (мифология народа йоруба);Сет (мифология древнего Египта).
Герои мифологии народов Европы и Азии: маленький Сен-Мартин (мифология басков); Локи, Один (мифология германских племён);Эрида, Прометей, Гефест, Гермес, Одиссей, Сизиф, Фаэтон (мифология древней Греции); Фэйри, Пак (мифология кельтских народов); Нэчжа, Сунь У-кун (царь обезьян) (китайская мифология ); Азазель (мифология Леванта); Сосруко, Сырдон (нартский эпос на Кавказе); ворон Кутх (мифология народов Чукотки и Камчатки); Кицунэ, Сусаноо, Каппа (японская мифология); Куль-Отыр (мифология манси).
Герои прочих мифологий: Бамапана (мифология аборигенов Австралии); койот Уэуэкойотль (мифология ацтеков); барон Суббота, Папа Легба (мифология вуду); Мауи (мифология народов Полинезии).
Персонажи государственных и мировых религий: Дионис (греческая мифология), ребёнок Кришна, Кришна (индуизм).Фольклорные герои: ; ; Лис Рейнард (фламандский фольклор); Фигаро (испанский фольклор); Рейнеке-Лис, Мефистофель (фольклор Германии); Иван-дурак, Лиса Патрикеевна, Петрушка (фольклор русских); Ходжа Насреддин (фольклор народов Средней Азии); братец Кролик и тётушка Нэнси (адаптация: Ананси) (фольклор США); дядюшка Томпа (фольклор народа тибетцы); Лис Ренар, кот в сапогах (фольклор французов);Робин Славный Малый (английский фольклор); ; Пыл-Пуги (армянский фольклор).
Литературные персонажи: Дон Паблос (Жизнь великого скупердяя); Пеппи Длинный чулок; Карлсон; Снусмумрик; Остап Бендер; Гекльберри Финн; Йозеф Швейк; Коровьев; Барон Мюнхгаузен; Панург.
В позднем фольклоре трикстер предстает как: сообразительный озорной человек (антропоморфные трикстеры) или существо, которое пытается противостоять опасностям и проблемам окружающего мира с помощью различных уловок и хитростей (зооморфные трикстеры – кузнечик, заяц, койот, паук). Хотелось бы подчеркнуть, несмотря на то, что оказываясь всецело отрицательным героем, Трикстер все же – несмотря на свою глупость или благодаря ей – достигает того, что другим не удается достичь никаким сконцентрированным усилием. Например, во многих сказках верховный правитель выбирает своей дочери жениха, устраивая различные испытания. Храбрые герои, принцы и рыцари не могут эти испытания выдержать. Тогда появляется простой бедный крестьянин (Иван-дурак), который с помощью своей хитрости, а не сообразительности и ума без борьбы, каким-нибудь необычным способом, дурачит чудовищ, злодеев и избегает прочих опасностей. Таким образом, наименее желательный кандидат проходит, все испытания и получает в награду невесту-принцессу и пол Царства.
Трикстер – это персонаж в литературе который обманом и своими неординарным действиями вносит динамику в произведение. Самыми яркими персонажами в русской литературе можно назвать следующие персонажи: Незнайка, Михаила Носова; Буратино, Алексея Толстого; Остап Бендер, Ильфа и Петрова; Василий Теркин, Твардовского; Кот Бегемот, Булгакова;
В зарубежной литературе отметим следующие персонажи: Гек Фин, Марка Твена; Кот в Сапогах, братьев Гримм; Солдат Швейк, Гашека; Стальная крыса, Гери Пратчета; Труфальдино из Бергаммо Карло Гальдоне. И говоря о самых ярких персонажах из современного кинематографа, отметим: Джек Воробей из Пиратов Карибского Моря; Ракета, Стражи Галактики; Грю, Гадкий Я.
***
Трикстер представляет собой первобытное «космическое» существо, которое обладает божественно-животной природой. С одной стороны, он превосходит человека благодаря своим сверхчеловеческим качествам, а с другой уступает ему из-за своей неразмуности, из-за своей нерассудительности и бессознательности. Как видно на примере Радина, сам процесс цивилизации начинается в рамках цикла Трикстера, и это ясное указание на то, что первобытное состояние преодолено. В любом случае черты глубоко бессознательного отпадают от трюкача; и вместо грубых, диких, глупых и бесчувственных действий, к концу цикла его поведение становится целенаправленным и осмысленным. Хаос превращется в космос.
Трикстер – параллель индивидуальной тени, за которой стоит Анима. Мужчину, который боится своей женственности невозможно заставить понять, что подразумевают под «Анимой». Как и в своей коллективной, мифологической форме, так и в форме индивидуальной, Тень содержит внутри себя зародыш энантиодромии, то есть превращения в собственную противоположность. В индивидуальном случае проблема личности, вызванная Тенью, решается на уровне Анимы. В истории коллектива, как и в истории личности, все зависит от развития сознания. Оно постепенно дает освобождение от заключения в бессознательном, и таким образом является как носителем света, так и исцеления. Она часто является в довольно юном виде, но прячет внутри мощный архетип мудрого старика: Мудрец, Волшебник, Царь, Маг. Страстное стремление к Спасителю может возникнуть только впоследствии несчастья. Другими словами, осознание и неизбежная интеграция тени создаёт настолько мучительную ситуацию что никто, кроме, спасителя, не может распутать запутанный клубок судьбы.
Обращаясь к алхимическим символам, соединение черт, типичных для Трикстера, можно найти в алхимическом образе Меркурия. Например, любовь к коварным розыгрышам и злым выходкам, способность изменять облик, его двойственная природа – наполовину животная, наполовину божественная, подверженность всякого рода мучениям и приближенность к образу спасителя. Благодаря этим качествам Меркурий выглядит как демоническое существо, воскресшее из первобытных времен и превосходящее по возрасту даже греческого Гермеса. Его проделки в какой-то степени роднят его с различными образами, встречающимися в фольклоре и известными всему миру по сказкам: Мальчик-с-пальчик, Глупый Ганс, или похожий на шута Ганс-колбаса, который вообще-то является отрицательным персонажем, но благодаря своей глупости, ему удается достичь того, что другим не под силу, несмотря на все старания. В сказке братьев Гримм дух Меркурия дает обмануть себя крестьянскому пареньку и потом вынужден выкупать свободу за драгоценный дар исцеления. Так как все мифологические образы соответствуют внутренним душевным переживаниям и первоначально произошли именно от них, нет ничего удивительного в том, что мы обнаруживаем в сфере парапсихологии определенные явления, которые напоминают нам о трикстере. Это явления, связанные с полтергейстом; они встречаются везде и во все времена в среде детей доюношеского возраста. Злобные проделки полтергейста так же хорошо известны, как и низкий уровень его ума и бессмысленность его «сообщений».
Способность изменять свой облик, по-видимому, также является одной из его характеристик, ибо существует немало свидетельств о появлении его в виде животного. Поскольку иногда он описывал себя, как душу в преисподней, здесь, кажется, не обходится и без мотива субъективного страдания. Его универсальность, так сказать, соизмерима с универсальностью шаманизма, к которому, как мы знаем, целиком относится феноменология спиритуализма. В характере, как шамана, так и лекаря есть что-то от Трикстера; ведь он тоже часто играет с людьми злые шутки, чтобы потом, в свою очередь, стать жертвой тех, кому навредил. По этой причине его профессия временами была сопряжена с риском для жизни. Кроме того, сами шаманские методы часто причиняли лекарю массу неприятных ощущений, а то и настоящую боль. В любом случае, «использование лекаря» во многих частях мира связано с мучительными страданиями души и тела, что может повлечь за собой постоянные психические травмы. Его «близость к спасителю» – очевидное следствие этого, как бы подтверждающее ту мифологическую истину, что тот, кто наносит раны, но вместе с тем и получает их, является носителем исцеления и что страдающий уносит страдание.
Следовательно, если первобытное сознание формирует образ самого себя на гораздо более раннем уровне развития и продолжает делать это на протяжении сотен или даже тысяч лет, несмотря на разложение его архаических качеств под влиянием дифференцированных, высоко развитых продуктов умственной деятельности, то каузальное объяснение таково: чем более древними являются архаические качества, тем более консервативно и косно их поведение. Человек не может просто так стряхнуть живущий в памяти образ вещей и тащит его, как бессмысленный придаток. Любой, кто принадлежит к сфере культуры и ищет совершенства где-то в прошлом, столкнувшись лицом к лицу с образом трикстера, должен чувствовать себя очень неуютно.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что архетип Трикстера является – предтечей спасителя, и подобно последнему является Богом, человеком и животным в одном лице. Он – и не человек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого – его бессознательное. Его покидают товарищи, люди, что указывает на отставание его уровня сознания. Он настолько бессознателен по отношению к самому себе, что его тело не является единым целым. Его руки бьются одна с другой, он отделяет от себя свой задний проход и поручает ему специальное задание. Его пол, несмотря на фаллические признаки, не определен. То есть, он может стать женщиной и выносить ребенка. Из своего пениса он создает всякого рода полезные растения, что указывает на его исконную сущность творца, так как мир создан из тела Бога.
Однако, с другой стороны, он во многих отношениях глупее животных, и поэтому попадает в дурацкие переделки. На самом деле он не злой, он совершает ужасающе жестокие поступки просто из-за своей бессознательности и покинутости. Как указывает Радин, цивилизующий процесс начинается уже в рамках самого цикла Трикстера, и это явное свидетельство преодоления первобытного состояния. Во всяком случае, он утрачивает признаки глубочайшего бессознательного; к концу цикла в поведении Трикстера уже нет грубости, дикости, глупости и бессмысленности, оно становится целесообразным и довольно разумным. С другой стороны, он во многих отношениях глупее животных и попадает в одну нелепую ситуацию за другой. Хотя он на самом деле не зол, он делает ужасные вещи из-за своей наивности. Его заключенность в рамки животного сознания подтверждается эпизодом, где он засовывает свою голову внутрь черепа лося и не может вытащить, а следующий эпизод рассказывает, как он выходит из этого положения, заключив голову ястреба в свою собственную прямую кишку. Правда, сразу после этого он опять попадает впросак, провалившись под лед, и время от времени он бывает обманут животными, но, в конце концов ему удается одурачить койота, и тот возвращает ему его природу Спасителя.
Трикстер представляет собой первобытное «космическое» существо, обладающее божественно-животной природой: с одной стороны, превосходящее человека своими сверхчеловеческими качествами, а с другой – уступающее ему из-за своей неразумности и бессознательности. Он также не ровня животным ввиду своей чрезвычайной неуклюжести и отсутствия инстинктов. Эти недостатки свидетельствуют о его человеческой природе, которая не так хорошо приспособлена к окружающей среде, как животные, но взамен этого обладает перспективой значительно более высокого развития сознания благодаря огромной тяге к знаниям, что должным образом подчеркивается в мифе.
Трикстер – это коллективный образ тени, совокупность всех низших черт характера в людях. И так как индивидуальная тень всегда присутствует в качестве компонента личности, из нее может непрерывно создаваться коллективный образ. Не всегда, конечно, как мифологический образ, но вследствие усиливающегося вытеснения врожденных мифологем и пренебрежения ими, как соответствующая проекция на другие социальные группы и народы. Это подтверждается опытом; но еще более важно то, что за этими скрытыми содержаниями обычно оказываются нуминозные образы. Ближайшим образом, стоящим за тенью, является Анима, наделенная значительным обаянием и силой воздействия. Она часто появляется в слишком уж юной форме и, в свою очередь, прячет могучий архетип мудрого старца (мудреца, мага, короля и т.д.). Этот ряд можно продолжать, однако в этом нет смысла, так как психологически можно понять только пережитое на собственном опыте.
Тень – ближайший к его сознанию и наименее опасный образ, она также является первым компонентом личности, с которым сталкивается анализ бессознательного. Угрожающей и нелепой фигурой стоит она в самом начале процесса индивидуации.
Если в конце мифа о Трикстере присутствует намек на спасителя, это утешающее предостережение или надежда означает, что произошло и было осознано некое бедствие. Страстное стремление к спасителю может возникнуть только вследствие несчастья. Другими словами, осознание и неизбежная интеграция тени создает настолько мучительную ситуацию, что никто, кроме спасителя, не может распутать запутанный клубок судьбы. В индивидуальном случае проблема, вызванная Тенью, решается на уровне Анимы. Юнг подчёркивает тот факт, что в истории коллектива, так же, как и в истории личности, все зависит от развития сознания, так как этот процесс приносит постепенное освобождение от заключения в «бессознательном» и, таким образом, является носителем как света, так и исцеления. Как и в своей коллективной, мифологической форме, личностная тень соединяет в себе семена энантиодромии, то есть превращения в свою противоположность.
Характеристикой Трикстера служит тот факт, что его роль может исполнять фаллос. Для этого ему не нужны были никакие особые магические силы. Быть представленным таким образом соответствует его природе и характеру. Поэтому история, в которой представление осмысленно и служит определенной цели, вполне уместна. Более того, для правильной классификации нетекстовых памятников – таких, как менгиры или гермы, текст, основанный на той же идентификации, имеет большую ценность, даже если это документ культуры американских индейцев позднейшего времени. Подобные тексты в Греции держались в тайне. Как пишет Геродот, только те, кто был посвящен в Кабирские мистерии Самофракии, знали священные истории о фаллоподобных гермах. Эти мистерии были посвящены событию древнейшего времени, они повторяли или указывали на миф, в котором, возможно, шла речь о мужском происхождении жизни (как я это называю в своей книге «Гермес — проводник душ»), а также несомненно, присутствовали элементы, сближавшие его с историями о Трикстере, которые в другом своем аспекте отразились в гомеровском Гимне Гермесу.