Архетип Хаоса

Можно ли говорить об архетипе Хаоса, если первые архетипы как и первичная психика могли возникнуть с появлением сознания, после того как Хаос был разделен на Небо и Землю (Урана и Гею)?

И только с появлением их сына Кроноса — времени, задающего конечность, а значит и смысл всему, возникает сознание, которое наблюдает, разделяет, фиксирует и даёт названия тому, что было Хаосом. То есть Хаос — доархетипичен, досознателен, он раньше того, что могло бы его наблюдать.

Однако, в чистом виде мы вообще не можем наблюдать архетипы, ведь они не имеют фиксированной формы, содержания, они – это непрерывный процесс. В этом смысле Хаос – необходимая сознанию категория, созданная и 

названная им, чтобы обозначить что-то психически важное, такая же непостижимая как и любой другой архетип. Джеймс Холлис в книге «Призраки вокруг нас» пишет о том, что для таких значимых категорий как архетип, самость, бог, любовь вообще не может быть названий, ведь это непрерывно происходящие процессы и лишь сознание пытается зафиксировать их, давая имена, которые, по сути, являются лишь их метафорами.

Следуя этой идее, нет ничего определённого в бессознательном, а есть лишь процесс, который не возможно остановить, а значит есть постоянный Хаос, из которого сознание что-то улавливает, давая названия этим фиксациям. И в этом качестве Хаос присутствует всегда и везде, он — непрерывный процесс, происходящий в психике.

В переводе с греческого Хаос обозначает бесформенное состояние мира, бесконечность, пустоту из которой возникло всё, когда Эрос разделяет Хаос на Землю и Небо (Гею и Урана). Содержание Хаоса невозможно описать, он как «всё и ничего», тем не менее, обладает необходимым свойством архетипа. Ведь любой архетип — это комплекс, содержащий противоречия. Комплекс Хаоса в том, что он одновременно является всем и ничем, а сознание непрерывно разрешает это противоречие.

Если искать аналог Хаоса в структуре психики по Юнгу, то его, вероятно, можно отнести к психоидной зоне — допсихической части души. Как писал Мюррей Стайн: «Информация проходя через психоидную зону, становится психизированной, трансформируется в психику. В психике материя и дух встречаются…» Эта психоидная основа заряжена энергией инстинкта, но еще никак не дифференцирована сознанием и не является по сути психической. Этот процесс хаотичен, но он необходим психике, как Хаос необходим для создания мира.

Когда человек употребляет в обыденной жизни слово «хаос», то имеет в виду неупорядоченность, смешанность, переживая при этом потребность и даже влечение – выбрать, отделить, понять что-то, осознать. Этим любой из нас занимается ежедневно, не думая про архетип Хаоса, придавая своим действиям смысл, называя их, выделяя новое из того, что только что было неизвестным.

Архетип Хаоса, вероятно, в своей крайности можно увидеть в проявлениях психоза, когда человек пребывает в состоянии запутанности сознания. Этот архетип ярко проявляется в депрессивных состояниях, которые переживаются как встреча с пустотой, бессмысленностью, серостью. Хаос появляется и в нарциссической скуке, когда ощущается пустота собственного Я. Он всегда есть в травме, когда страх перед встречей с Хаосом травмы столь велик, что его не возможно вербализовать.

В психотерапии встреча с архетипом Хаоса может быть наиболее важной и сложной, ведь именно здесь и смерть, и начало. Хаос, в отличии от более «человеческих» архетипов, на которые лучше надстраивается личный опыт, такой архетип, которому не возможно стать более индивидуальным, ведь тогда он потеряет своё основное качество — содержащий «всё и ничто». Если, например, архетип матери или отца может хорошо обогащаться личным опытом и более менее осознаваться, то с архетипом Хаоса это не возможно, он наиболее независим и не постижим из всех архетипов.

Архетип Хаоса встречается в любых переходных состояниях. Новые идентичности, смыслы, творческие акты берут начало из Хаоса. Это переживание, где старое уже не существует, а нового еще нет, это психические «руины», бесформенные состояния души. Переживание архетипа Хаоса может проходить и в более менее «безопасном» виде, если сознание готово теряться, чтобы растворившись в пустоте, выйти из неё с новым. Такие погружения всегда переживаются не просто, ведь они сопровождаются страхом «не выхода», но именно они делают Эго более гибким. Вспоминается к этому отрывок из «Фауста» Иогана Гёте о том, как Мефистофель предлагает Фаусту встретиться с пустотой, а значит Хаосом, чтобы добыть «пылающий треножник» или энергию:

«Решился ль ты, скажи, готов ли ты?
Не встретишь там запоров пред собою,
Но весь объят ты будешь пустотою
Ты знаешь ли значенье пустоты?

Но там, в пространстве, в пропасти глубокой,
Нет ничего, там шаг не слышан твой,
Там нет опоры, почвы под тобой».

Переходные состояния – наиболее сложные, но и ресурсные состояния души. Хаос пугает и притягивает. Психика всегда стремится к разрешению конфликта, к снижению напряжения, к объединению полюсов, созиданию, то есть архетипически – стремится к Хаосу, где нет разделения, нет противоречий, всё едино. И одновременно с этим сознание всячески избегает Хаоса, стремясь дифференцировать его содержания, осознать. Но встреча с архетипом Хаоса необходимое условие для обновления, поддержания энергии жизни.

В алхимическом «Розариум Философорум», Хаосу, вероятно, свойственна стадия Нигредо, где противоположности сливаются и лежат в гробу. Эта стадия называется «Разложение души», когда происходит потеря формы, содержания, превращение в «ничто». Дальше облако омывает лежащие в гробу слитые души водой.

Хаос в понимании исследователей религий — состояние мира до создания его Богом, иногда описывался как бесформенная масса или как вода, содержащая всё, что нужно для сотворения Богом мира. Растворившись в воде и омываемые водой противоположности в «Розариум Философорум» теряют себя, превращаясь в бесформенную массу, чтобы переродиться. Эта стадия встречи с архетипом Хаоса, как смывание, исчезновение различий, необходима для перерождения или трансформации души.

Итак, архетип Хаоса — это архетип «ничто и всё», архетип переходных состояний, трансформации; это психоидная зона, которая содержит только архетипическую энергию, но еще не разделенную, не взятую; это первичное допсхическое состояние, из которого возникает всё псхическое.

В человеческом переживании это архетип потерянности, бессмысленности, внутренней пустоты, смешанности сознания, потери времени и контроля, архетип конца и начала, необходимый для возникновения новых качеств, смыслов, ценностей, индивидуации, творческих актов.

Анна Синицына

источник

You may also like...