Нисхождение Инанны в Нижний мир. Архетипика
Древняя Месопотамия (Двуречье) в наше время оказывается малоизвестной и малопонятной культурой . Она не оставила прямых культурных потомков, как Древняя Греция (и Рим) или Скандинавская цивилизация, мало сохранилось и материальных памятников, каковые остались от Древнего Египта. Отголоски мифов мы можем проследить разве что в заимствованиях семитских народов и отзвуках былой борьбы культов в Ветхом Завете. В тоже время культурные традиции Месопотамии оказали заметное влияние на развитие западноевропейской астрологии и магии.
Персонажи
Инанна – “владычица небес”; возможно, народная этимология, в шумерской мифологии богиня плодородия, плотской любви и распри. Основной аспект Инанны – богини любовной страсти препятствовал закреплению за ней постоянного супруга. С Инанной связано большое число мифов. Один из мифов связан с определением функций богини. Инанна жалуется мудрому “отцу” Энки на то, что её обошли при распределении божественных обязанностей. Тогда Энки наделяет Инанну любовью к битвам и разрушению, способностью привлекать мужчин и дарит ей всевозможные одеяния.
Думузи – “истинный сын”, бог шумеро-аккадской мифологии. Первоначально, вероятно, мыслился смертным. Его мать – богиня Туртур (Сиртур), сестра – Гештинанна, а отец, вероятно, Энки. Главные мифы Думузи – о любви Думузи к богине Инанне, сватовстве, браке и безвременной кончине бога в подземном мире, в котором, по приговору Инанны, Думузи должен проводить полгода, с чем связывается летняя засуха в степи.
Энки – один из демиургов. Бог подземных пресных вод, строитель каналов. Он принес в мир “ме” – основополагающие понятия этого мира. Это основные понятия, без которых невозможна жизнь любого человеческого сообщества. Один из шумерских поэтов перечислил сто “ме”. Из шумерских слов, их обозначающих, пока понятны лишь шестьдесят: верховная власть, власть богов, корона, скипетр, царская власть, истина, нисхождение в подземное царство, потоп, оружие, ужас, раздор, мир, победа и др. Люди должны были знать и чтить “ме”, чтобы не быть подобным животным. Это одновременно и основы культуры и небесные аналоги земных вещей, так как чтобы вещь стала реальной, значащей, она должна иметь аналог “на небесах” – принадлежать сакральному. Можно заметить в понятиях о “ме” схожесть, или даже идентичность архетипам Платона.
Энки воздвигает град из океана пресных вод. Обладает мудростью и владеет магией. Занимается магическим целительством и очищением богов и людей. Также он является инициатором разрушения Золотого Века, чтобы люди не стали как боги .
Гештинанна – “виноградная лоза небес”(?), богиня шумерской мифологии. В шумерских текстах круга Инанны – Думузи Г. появляется как любимая сестра Думузи (в тексте “Смерть Думузи” её эпитеты: “певунья”, “колдунья”, “вещунья”, “знающая тайны письма”, “толковательница снов”). Она толкует пророческие сны Думузи и стремится спасти его от гибели. Гештинанна не выдаёт Думузи злобным демонам гала, соглашается проводить полгода в подземном царстве вместо брата. Связь Гештинанны с подземным миром прослеживается и по другим источникам.
Эрешкигаль – “хозяйка(?) большой земли”, богиня – владычица подземного царства; одно из её имён – Кигаль (“большая земля”, т. е. подземный мир). Эрешкигаль – старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия (характерная деталь: когда погибает богиня рождения Инанна, то Эрешкигаль мучается родами в подземном царстве).
Сюжет
Брак Инанны и Думузи
Самой могучей и самой прекрасной среди богинь была Инанна. Она жила на небе и временами сходила на землю. Тогда зеленела трава, всходили злаки, поля покрывались цветами. Полюбили прекрасную Инанну добрые кормильцы богов и людей – божественный пастух Думузи и божественный земледелец Энкимду. Они оба приходили свататься к прелестной богине-деве, но она колебалась и не знала, кого из них предпочесть. Ее брат, бог солнца Уту, уговаривал ее предпочесть Думузи.
Но Инанна отказывалась наотрез. Она полюбила Энкимду.
У Думузи была сестра Гештинанна. И она тоже уговаривала Инанну предпочесть Думузи. Вскоре Думузи пришел в дом к матери Инанны – Нингаль, и та решила, что нет лучшего мужа для ее дочери, чем пастух Думузи.
Новый жених встретил на берегу реки Энкимду, они поговорили и решили не быть больше соперниками. И Думузи дружески пригласил земледельца на свою свадьбу. Когда на следующий день Думузи пришел в дом богини Нингаль, та отправила дочь надеть свои лучшие одежды и выйти к своему жениху. Так Инанна стала женой Думузи.
Нисхождение Инанны в преисподнюю
Инанна была великой богиней, и брака с Думузи на земле ей было мало. Она решила навестить свою сестру Эрешкигаль, которая – как весм было известно – никого из живых не пускает в свое царство. Она узнала о том, что муж ее сестры, великий властитель Гугальанна, погиб, и Эрешкигаль совершает погребальные обряды. Тогда Инанна решила спуститься в гости к старшей сестре, чтобы выразить ей свое сочувствие.
Но на всякий случай она предупредила своего верного везира Ниншубура (или Ниншубур, советницу), что если она не вернется через три дня и три ночи, то будет необходимо обратиться за помощью к владыке богов Энлилю, к отцу Инанны Нанне и к премудрому Энки.
Распорядившись так, Инанна покинула небо и землю, где она была владычицей, и направилась к входу в мрачный подземный мир. Она взяла с собой семь волшебных амулетов, заключающих в себе божественные законы:
Свои тайные силы – их семь – собрала.
Собрала силы, в руке зажала.
Свои тайные силы у ног сложила.
На ее голове – венец Эдена, Шугур.
На ее челе – налобная лента “Прелесть чела”.
В ее руках – знаки владычества и суда.
Ожерелье лазурное обнимает шею.
Двойная подвеска украшает груди.
Золотые запястья обвивают руки.
Прикрыты груди сеткой “Ко мне, мужчина, ко мне”.
Прикрыты бедра повязкой, одеяньем владычиц.
Притираньем “Приди, приди” подведены глаза.
(перевод В.К. Афанасьевой)
Инанна подошла к храму из ляпис-лазури, где обитала Эрешкигаль. Привратник Преисподней Нети провел ее через семь врат, за каждыми из которых Инанне пришлось отдавать один из своих “предметов силы”.
И у нее, когда вошла,
Венец Эдена. Шугур, снял с головы.
“Что это, что?”
“Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!”
И когда вошла во вторые врата,
Знаки владычества и суда у нее отобрал.
“Что это, что?”
“Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!”
И когда вошла она в третьи врата,
Ожерелье лазурное с шеи снял.
“Что это, что?”
“Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!”
И когда в четвертые вошла врата,
Двойную подвеску с груди ее снял.
“Что это, что?”
“Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!”
И когда в пятые вошла врата,
Золотые запястья с рук ее снял.
“Что это, что?”
“Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!”
И когда в шестые вошла врата,
Сетку “Ко мне, мужчина, ко мне” с груди ее снял.
“Что это, что?”
“Смирись, Инаниа, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!”
И когда в седьмые вошла врата,
Повязку, одеянье владычиц, с бедер снял.
“Что это, что?”
“Смирись, Инанна, всесильны законы подземного мира!
Инанна, во время подземных обрядов молчи!”
(Перевод В.К. Афанасьевой)
В конце концов, она абсолютно нагая предстала перед Эрешкигаль и семью судьями нижнего мира. Заподозрив сестру в нечистых намерениях, Эрешкигаль устремила на нее свой убийственный взор и Инанна превратилась в труп, который затем подвесили на столбе.
На четвертый день Ниншубур, видя, что его госпожа не вернулась, начинает обходить богов. Энлиль и Нанна отказали ему, но Энки, понимая какими бедами угрожает земле исчезновение богини плодородия, соглашается помочь. Он вонзил свои руки в почву, достал из-под ногтей кусочки глины и вылепил из нее двух загадочных существ – Кургарру и Калатурру. Они не были ни мужчинами, ни женщинами и покорно исполняли волю бога. Получив от Энки “траву жизни”, “воду жизни” и соответствующие наставления, эти существа отправляются в подземный мир. Когда они явились к Эрешкигаль, та заявила им, что они могут забирать труп прекрасной богини. Сняв тело Инанны с крюка, Кургарру и Калатурру побрызгали его ” водой жизни”, посыпали “травой жизни” и воскресили богиню. Но семь подземных богов – аннунаков преграждают ей путь наверх. Нерушимым правилом нижнего мира является невозможность вернуться на землю, не предоставив себе замену. Инанна соглашается на эти условия.
Инанна возвращается в верхний мир в сопровождении толпы аннунаков, которые должны были забрать того, на кого она укажет. Инанна по очереди обходит наиболее близких ей друзей – Ниншубура, бога города Латарака, возлюбленного Шару из города Уммы, но все они в ужасе умоляют ее освободить их от столь страшной участи. Наконец богиня с демонами прибывает в Урук, где ее супруг Думузи вместо того, чтобы оплакивать гибель жены, спокойно восседал на троне в пышных царских одеждах. Вне себя от гнева Инанна отдает демонам своего неверного мужа.
Несчастный Думузи обращает молитвы к брату своей беспощадной супруги богу Солнца Уту, который соглашается помочь. Он превращает руки и ноги Думузи в змей, и тот спасается бегством. (На этом месте текст на табличках заканчивается и продолжение мифа можно восстановить лишь по более поздним текстам.) Думузи теперь превращен Уту в газель и бежит от демонов, сообщив место своего убежища только сестре Гештинанне и неизвестному другу. Но этот друг, подкупленный демонами – гала (галлу) – открывает им место убежища Думузи и тот вынужден бежать дальше. В конце концов, демоны хватают его и разрывают на части. Гештинанна готова сойти в подземный мир за брата, но Инанна, которой дано быть судьей, изрекает свой приговор – “полгода – ты, полгода – она”, то есть Гештинанна и Думузи должны поочерёдно делить свою судьбу в подземном мире.
Интерпретация сюжета
Первая часть сюжета обращает нас к теме сепарации от матери, как формальной (выход замуж), так и реальной (независимость от ее мнения). Этот вопрос, как и проблема выбора между двумя претендентами встает перед Инанной – и участницей группы, которая ее играет – со всей очевидностью. Это обычные темы девичества, волюшки вольной и давления семьи (или социума), необходимости выбора или избегания его, в последнем случае это все относится и к мужским персонажам.
Традиционный сюжет о сезонном уходе богини весны, любви, плодородия под землю может интерпретироваться как метафора психической травмы и возрождения. Подобно истории о похищении Коры, и здесь мы видим игривую и непосредственную, вечно молодую часть души, ставшую трагической Пленницей в Подземном царстве. Наблюдает и ее возвращение, с помощью более зрелой и опытной части – Энки, “технического помощника”, посредника, везира Ниншубур и неких прикладных “механизмов”, возможно, техник – искусственных человечков Кургарру и Калатурру. Здесь механизм освобождения, кстати, прописан и продуман более технично и детально, в этом действе больше ритуала, чем при возвращении греческой Коры, где сработал материнский шантаж и просто повеление верховного бога. Потому для проигрывания темы “возвращения души” может оказаться более эффективным именно шумерский вариант. Ритуальное пробуждение к жизни в драматическом разыгрывании работает очень хорошо и сильно.
Выдача Инанной своего мужа демонам и судьям Подземного мира, на современный взгляд, кажется непонятной жестокостью. Можно, конечно, объяснить ее гневливых божественным характером и великой разницей между людьми и богами, однако, дело, как кажется еще и в другом. Когда речь идет о жизни и смерти, о выживании, то правила становятся более жесткими, или устраняются вовсе. Этот миф бытовал во времена гораздо более суровые к людям, нежели те, в которые живем мы с вами. Потому то, что действительно обладает ценностью – жизнь! – на сторонний взгляд обладает ценой гораздо большей. Для того чтобы выжить (или занимать необходимое место в этой жизни) прилагаются большие усилия и приносятся гораздо большие жертвы. Потому в жертву приносятся и другие (Думузи), и таковая принимается добровольно (Гештианна). Все это случилось для того, чтобы богиня любви (в ее креативной и прокреативной части прежде всего) не умерла, не осталась в царстве мертвых, не исчезла. Жертвы это цена жизни и любви, об этом нам тоже говорит этот миф.
Еще одна тема, которую поднимает этот миф связан со взаимоотношениями светлой Инанны и темной Эрешкигаль. Мы можем рассматривать этот аспект как историю встречи со своей Тенью, отдельный этап на пути индивидуации по К.-Г. Юнгу. Интересно отметить, что этот взгляд на сюжет предлагают нам современные юнгианские тарологи , в частности Хайо Банцхаф. Он предлагает карточный расклад “Нисхождение Инанны”, который отвечает на вопрос “Как мне узнать свои теневые стороны и научиться их контролировать?” В нем позиция Инанны обозначает “светлую (или предположительно светлую) сторону личности, высвободить или восстановить которую возможно лишь путем встречи со своей темной стороной и принятия ее”. Позиция Нети – препятствие на этом пути. Семь карт, обозначающих предметы силы Инанны будут тем, от чего необходимо временно отказаться для познания своей Тени (это могут быть предрассудки, установки, ограничения, правила, привычки). Карта Эрешкигаль станет ликом той самй Тени. Позиция Ниншубура, везира Инанны у Банцхафа, показатель помощника в Подземном мире, но мы рассматриваем его как помощника, оставшегося в реальности, “остатки здравого смысла” на пути знакомства и познания своей Тени. Также, в расклад Банцхафа мы вводим отдельно позиции “экспериментальных человечков” – они покажут искомые механизмы для понимания своей Тени и возможности выхода из Подземного царства, то есть способности отделиться от нее. Этому способствуют и реальные ресурсы (еще две карты), соответствующие Воде Жизни и Пище (или Траве) Жизни. Как обычно показывается в подобных раскладах, мы видим новую, возрожденную Инанну, это то, что произошло с человеком после познания своей Тени. И наконец карта Думузи продемонстрирует то, от чего придется отказаться в результате этого познания. Это может быть то, что на этот раз уйдет в Тень, хотя и не будет вытеснено насовсем, благодаря своим возвращениям.
Галина Бедненко