расстановочный курс “Тантра. Из тени в свет: трансформация невроза в мудрость”

Тантрический подход к жизни может быть рассмотрен как система, отражающая пять фундаментальных аспектов человеческой психики. Эти аспекты, или так называемые “будда-принципы” (семейства), представляют собой различные эмоциональные и поведенческие качества. Подобно тому, как наши родственники символизируют определённые роли и качества в семье — материнство, отцовство, братство и сестринство — так и пять будда-принципов представляют различные психологические состояния, с которыми мы сталкиваемся в нашей внутренней жизни.

Эти пять принципов называются Ваджра, Ратна, Падма, Карма и Будда. На психологическом уровне они описывают нечто вполне человеческое и естественное, выражающее типичные эмоциональные реакции и паттерны. Каждый из этих принципов отражает разные аспекты человеческой психики. Гнев, страсть, зависть, жадность и безразличие — это естественные человеческие переживания. Однако через осознанное принятие и работу с этими аспектами мы можем трансформировать их в мудрость, обогащающую нашу жизнь и взаимоотношения с миром. 

***

Ваджра: Интеллект и Гнев

Будда Акшобхья, связанный с принципом Ваджры, олицетворяет свободу от эмоциональной захваченности внешними формами, например, телесной оболочкой и обстоятельствами. На психологическом уровне его главной темой является работа с гневом, который возникает, когда человек сталкивается с чувством утраты контроля или с неожиданными ситуациями.

Гнев ваджры проявляется как эмоциональная реакция на дестабилизацию внешней среды. Люди, склонные к этому типу, часто фиксируются на логике и интеллектуальных концепциях, пытаясь через них стабилизировать реальность. Когда они сталкиваются с хаосом или непредсказуемостью, их внутреннее напряжение может перерасти в агрессию. Это может проявляться как чрезмерная критичность или даже интеллектуальная жесткость, когда человек не готов принять другую точку зрения.

Когда человек начинает осознавать природу своего гнева, он может трансформировать эту разрушительную энергию в конструктивную мудрость, известную как «Зеркалоподобная Мудрость». В психологическом смысле это способность видеть вещи такими, какие они есть, без проекций и искажений. Эмоции становятся инструментом ясного восприятия, позволяя человеку реагировать на события не через агрессию, а с объективной точностью и спокойствием.

Однако, когда это качество очищено и интегрировано, оно становится источником огромной интеллектуальной ясности и проницательности. Человек учится смотреть на мир с разных точек зрения, подобно тому, как можно наблюдать хрустальный шар с различных углов, осознавая его целостность и многогранность.

Ратна: Расширение и Изобилие

Ратна, следующий будда-принцип, символизирует расширение личности и обогащение окружающего мира. В психологическом плане это стремление к изобилию, самореализации и желанию обогатиться. Однако, как и в случае с любой человеческой чертой, здесь может присутствовать теневая сторона. Человек может чрезмерно потворствовать своим желаниям, впадая в гипертрофированное чувство изобилия, что может проявляться как жадность, показушность или даже физическое переедание. Это может приводить к ощущению перегруженности, будто человек буквально «тонет» в собственном обогащении и удовлетворении желаний.

Когда эта тенденция к расширению трансформируется в зрелую мудрость, она становится источником равенства. Психологически это выражается в том, что человек учится включать в свою жизнь и мир вокруг него всё многообразие опыта, обогащая его без чрезмерности и перегрузки. Это состояние равновесия, когда изобилие становится источником внутренней устойчивости и силы.

Падма: Страсть и Желание

Будда Падма символизирует страсть, желание и стремление к обладанию. В психологическом смысле это склонность к чрезмерному стремлению контролировать объекты или людей через страстное желание. Люди, склонные к этому типу, часто ищут признания или соблазняют мир, не заботясь о глубоком взаимодействии. Страсть Падмы может выражаться в чрезмерной эмоциональной зависимости от внешних факторов, стремлении к восхищению и одобрению, но без подлинного взаимодействия.

Когда невроз Падмы очищен, он становится источником сострадания и глубокого эмоционального понимания. Желание трансформируется в любознательность, а стремление к обладанию — в стремление к истинной близости и глубокой связи с миром и другими людьми. Этот процесс напоминает преображение огня страсти в тёплый свет сострадания и мудрость различения, когда каждая вещь и человек воспринимаются в своей уникальности.

Карма: Действие и Эффективность

Будда Карма олицетворяет принцип действия. На психологическом уровне это стремление к эффективности, которое может проявляться как невротическая озабоченность продуктивностью и результатами. Люди этого типа часто сравнивают себя с другими и испытывают зависть или ревность, если кто-то кажется более успешным или эффективным. Невроз Кармы выражается в жёстком желании всё контролировать и сделать идеальным, что может приводить к постоянному беспокойству и напряжению.

Когда это стремление очищается, оно превращается в мудрость свершения — способность действовать эффективно и с результатом без невротической привязанности к результату. Это внутреннее чувство завершённости, когда действия происходят естественно, а не под давлением желания достичь идеала.

Будда: Пространство и Созерцание

Будда-принцип символизирует элемент пространства, который отражает основу для всех остальных принципов. На психологическом уровне это состояние ума, где человек способен осознанно наблюдать за происходящим, оставаясь спокойным и созерцательным. Однако невроз Будды связан с пассивностью и безразличием. Люди этого типа могут быть склонны игнорировать проблемы, уходить от действий и замыкаться в себе.

Когда этот невроз преображён, он становится источником всепроникающего осознания — мудростью всевключающего пространства. Человек обретает способность воспринимать мир целостно, без сопротивления и отказа от взаимодействия. Пространство становится символом открытости к любому опыту и возможности для роста.

Каждый из этих принципов отражает разные аспекты человеческой психики. Гнев, страсть, зависть, жадность и безразличие — это естественные человеческие переживания. Однако через осознанное принятие и работу с этими аспектами мы можем трансформировать их в мудрость, обогащающую нашу жизнь и взаимоотношения с миром.

***

Курс состоит из пяти модулей, каждый модуль длится два дня. Первый день изучает невроз и его место в психике участника, второй день – архетип соответствующей мудрости.

Стоимость одного модуля – 3000 грн.

Ведущий Борис Медвидь

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *