10 МАХАВИДИЙ

Махавидьи – это десять форм единой Богини, 10 форм Шакти, которая проявляет себя так, когда начинается процесс создания и творения мира, начинается процесс создания человека, индивидуальной души, а также процесс Освобождения.

Традиционно, у нас первая Махавидья – Кали. С Кали начинается процесс творения. Это та форма, с которой Богиня начинает проявлять себя, начинает творить вселенную, начинает создавать мир. Она особо ассоциируется со ВРЕМЕНЕМ и со всеми процессами, связанными со временем. Время образуется тогда, когда есть какие-то события, которые образуют длительность. Поэтому все, что связано с ритмом в человеке (дыхание, ритм кровообращения и т.д.) это все связано с Кали, как с Махавидьей.

Мы Ее видим, с одной стороны, и как ужасающую, и как прекрасную, и это так, потому что, с одной стороны, это время, которое создаёт что- то новое. Когда есть течение времени, возникают новые люди, новые миры, новые жизненные ситуации. Но, с другой стороны, время все подтачивает и все разрушает. Время – это то, что, в конечном счёте, все приводит к уничтожению. Также во времени все рождается и во времени же все умирает. Время – это фундаментальная основа нашего существования, и Кали находится вне гун, это трансцендентная Махавидья. С Неё все начинается, все гуны.

Следующая Махавидья в нашем традиционном порядке – это Тара. Тара – единственная саттвичная Махавидья. «Тара» означает «спасительница». Она перевозит душу на другой берег. Что это значит? Это значит, что Тара перевозит нас по бурному морю сансары от нашего нынешнего состояния как ограниченного к безграничному состоянию, в бескрайние просторы сознания. То есть, Тара освобождает. Тара иногда рисуется и в материнском аспекте и так же в аспекте устрашающем. Почему? Потому что, с одной стороны, Тара освобождает от сансары, от привязки к этому миру, к этому телу, к своей личности.

Само это освобождение ужасно, это разрушение. Смерть старого. Рождение нового. И вот интересно, что в Тара-питхе есть Ее двойное мурти. Основное мурти каменное, изображает Тару с Шивой, как ребенком, как мать, кормящую своего ребёнка, т.е. Шиву, но это изображение обычно нельзя видеть. Оно скрыто другим металлическим изображением, где Тара показана в устрашающем облике с окровавленным ртом. Это металлическое изображение прикрывает основное другое изображение. О чем это говорит? О том, что сначала мы встречаемся с устрашающим аспектом, который пугает нас, с разрушительным аспектом Тары, но за ним стоит Ее материнский аспект. Сначала Она пугает и устрашает, когда мы с Ней встречаемся, но если мы сможем проникнуть за эту Ее устрашающую оболочку, то увидим, что за этой оболочкой пребывает Мать, которая кормит Шиву.

Новорожденный Шива – это новорожденное чистое Божественное сознание, которое рождается из того состояния, в котором мы находимся, из нашего мирского состояния, когда мы переходим в возвышенное духовное, более высокое состояние. Это высшее состояние дарует Тара.

Дальше у нас идут три раджасичных Махавидьи, которые формируют наш мир сансары. (Тара освобождает из мира сансары). Эти три Махавидьи, с одной стороны, этот мир формируют, но Они же из него освобождают, потому что все, что связывает, оно же и освобождает. Это один из основных принципов Тантры. Та, кто связывает, Она же освобождает. Поэтому это Махавидьи, которые связаны и с проявленной Вселенной и с освобождением из нее.

Эти три Махавидьи восседают на тронах. Другие Махавидьи изображены по-разному. Тара стоит на трупе, Дхумавати сидит на никуда не едущей колеснице…, а вот Трипура Сундари, Бхуванешвари и Трипура Бхайрави сидят на тронах как Владычицы нашей Вселенной или Те, кто создают Вселенную.

Трипура Сундари – Прекраснейшая трёх миров, Она создательница прекрасных форм, потому что красота как эстетическая эмоция первичнее ужаса. Именно поэтому Бхайрави идёт после, а Трипура Сундари – впереди.

Вся история Вселенной – это космическая драма. Когда у нас есть прекрасная драма, то в ней могут быть какие-то трагические моменты. Но в целом эта драма прекрасна. Цель этой драмы – вызвать у нас эстетическую эмоцию и эстетическое наслаждение. Это эстетическое наслаждение от драмы, представления первичнее тех трагических моментов, которые там далее могу быть. Поэтому Трипура Сундари первична, и Она может быть во многих формах. Мы сейчас не будем останавливаться на этом, нам необходимо понять общий принцип.

Трипура Сундари создаёт красоту форм, красоту замыслов, и Она ещё Владычица мантр. Она неслучайно зовется Махавидьей. Все Десять Богинь носят титул «Махавидья» – но у Трипура Сундари это еще и Ее личное имя. Трипура Сундари (Лалита) именно Богиня мантр, потому что мантры – это формы, которые и есть та первичность, что потом облекается в материю и далее превращается в наш мир вещей. Но, чтобы что-то превратилось в эту материю, нужна, собственно, сама материя. Чтобы была вещь, нам нужна форма, нужна материя. Для того, чтобы был горшок, нам нужна какая-то форма, какой- то замысел этого горшка у гончара в сознании, и нам нужна глина, из которой этот горшок будет сделан. Как раз Бхуванешвари, вторая раджасичная Махавидья, представляет МАТЕРИЮ.

Бхуванешвари – это Владычица пространства. Она, с одной стороны, пустота, но из этой пустоты рождается полнота. То есть, материя эта безвидна и пуста по своей природе. Она становится полнотой, только когда она соединяется с той формой, которую дает Трипура Сундари, Лалита. Бхуванешвари — Богиня той пустоты, что все порождает, порождает материю, становится самой этой материей. В концепции буддизма Махаяны это очень хорошо описано. Пустота, которая порождает весь мир явлений, весь феноменальный мир.

Следующая Махавидья Трипура Бхайрави — Ужасная в трех мирах. То есть, в этой космической драме, где есть красота, там есть и ужас. Моменты добра и зла неизбежно друг с другом тесно соседствуют, потому что весь мир образован полярностями. Если бы не было одной, то не было бы и другой. Эта игра – начало космического процесса, она и она именно и образует эту игру. Трипура Бхайрави – энергия, связанная с огнём, и в нашем теле она находится в муладхаре, потому что это место, где пребывает наша индивидуальная энергия, Кундалини. Это космическая энергия, которая свернулась и приняла ограниченную форму нашей собственной личной, персональной энергии. Это Махавидья огня, ЭНЕРГИИ, Махавидья страсти, и в тоже время Махавидья разрушения, потому что огонь двоякий – с одной стороны, он греет, с другой – обжигает. Но мы не можем отделить один аспект от другого. Эта энергия проявляется в разрушительных стихийных бедствиях, социальных катаклизмах, войнах, катастрофах и т. д. С другой стороны, если бы ее не было, то и не было бы мира, собственно. Мир прекрасен! Чтобы он существовал, ему необходима энергия. Эта энергия может иногда действовать как необузданное пламя, пожар всесжигающий.

Так у нас вырисовывается триада – форма, материя, энергия. Над этим стоит Кали как время, первичный космический цикл. Ещё о Таре нужно сказать, помимо Ее освобождающей роли, Она в процессе творения представляет с собой этот первичный звук – Омкара. Тара — Богиня первичной вибрации, создаёт первичную вибрацию, которая затем проявляется в этих трёх аспектах раджасичных Богинь, трёх раджасичных Махавидий.

Дальше – следующий ряд, это тамасические Дэви, потому что тамас – начало материи, материальности, уже собственно плоть в самом полном смысле слова. . Если первые три Дэви стоят над этим миром, то следующие пять Махавидий, непосредственно действует в проявленном мире, внутри него. Мы постоянно ощущаем их действия в повседневном течении нашей жизни.

Мы можем также рассматривать их в разном порядке – как сверху вниз в развёртывании, так и наоборот, в свёртывании. Можем двигаться от Чхиннамасты к Дхумавати, Багаламукхи, Матанги и Лакшми. В нашем курсе мы движемся от Лакшми и дальше, потому что именно таков порядок Нивритти, порядок освобождения, порядок свертывания. Развертывание материи – это сокрытие Духа, сокрытие Божественного. И наоборот, свертывание материи, материального мира – это проявление духа, проявление в нас Божественного начала.

Именно поэтому мы начинаем с Камалы (Лотосной) – тантрической Лакшми. Это полный расцвет: расцвет мира, нашей жизни, полный успех. Она связана с процветанием и богатством во всех смыслах. Это не обязательно только деньги. Это успех и в творческой деятельности, во всей нашей мирской жизни. Но Она и самая тамасичная, в тоже время. Может возникнуть вопрос: почему же Она самая тамасичная, если связана с успехом, с процветанием, с удачей, с деятельностью? Потому что, когда у нас есть успех в нашем мирском, то человек не очень склонен думать о духовном. Человек погружается в мирские дела и преуспевает в них, и у него не остаётся времени, а часто и желания, думать о духовном. Печально, но это так. И вот тогда человек под властью Камалы любит только мир и все что в мире, в сансаре. Больше ни о чем ином он не думает.

Далее идёт Матанги. Она также связана с определенной стороной нашей жизни. Если Камала – это достижение, успех, то Матанги связана с борьбой, с доминированием. Оказывается, не все уж так безмятежно, и есть необходимость проявлять какую-то активность, что-то делать. Иногда это связано с борьбой, и это и есть форма Матанги. Она – Чандалини, Богиня остатков в различных смыслах — чего-то неприятного, неприемлемого и т. д. Оказывается, в нашей жизни и деятельности есть не только полный успех и процветание , не только гармония Камалы . Есть и что-то такое, что неприемлемо для нас, как тень (словами Юнгинианской психологии), то, что мы не хотели бы принимать в жизни, в себе. Как Чандалини Она присутствует в нашей жизни в виде всего этого, и мы это так или иначе обнаруживаем в себе и вокруг себя.

Матанги еще и тантрическая Сарасвати, Богиня творчества, Ее деятельность раскрывается ещё и в творческом аспекте. Матанги – это всевозможная активность творческая , поэтическая, в области науки, искусств, поэзии, музыки. Но, когда мы говорим о Матанги только как о Сарасвати, мы упускаем, что во всей человеческой активности есть не только такой прекрасный и позитивный аспект, но и какие-либо неприятные остатки. Это могут быть и скелеты в шкафу, то, о чем мы не хотим думать, замечать, сталкиваться, но, тем не менее, это есть. В человеческой жизни, в нашей деятельности это всегда встречается.

Багаламукхи – Дэви внезапной остановки, парализации. То есть, вся эта активность, беспокойная борьба в какой-то момент пресекается. Жизнь наша устроена таким образом, что если деятельность успешна, возникает иллюзия, что такой она будет всегда. Но Богиня, как танцовщица, все время делает какие-то новые жесты и никогда не бывает ВЕЧНО В ОДНОМ СОСТОЯНИИ. Поэтому, сколь бы ни была успешна какая-то деятельность и жизнь человека, рано или поздно она заканчивается, останавливается. Багала – Та, Кто пресекает любую деятельность. Это удар, Она бьет палицей по языку демону. Багала – Богиня тайных оккультных практик, Богиня тайных сил, тайных энергий, которые действуют в нашей жизни, невидимые, но могущественные силы.

После остановки активности возникает состояние, которое показывает нам Дхумавати. Дымчатая вдова сидит на колеснице, которая не запряжена и никуда не едет. Ей и не нужно никуда ехать и двигаться. Так начинается период оцепенения, депрессии, упадка, разрушения. В космическом цикле это моменты, которые именуются Пралайей, периодом, когда старая вселенная разрушена, а новая ещё не сотворена. Это состояние содержит в себе энергию для дальнейшего развития,для возникновения чего-то нового. Но новое пока ещё не возникло, ему лишь предстоит возникнуть, а старое уже разрушено. Эта ситуация тяжелая и безвыходная. Дхумавати – Богиня безвыходных ситуаций. Она их создаёт, и Она же из них и освобождает. Этот момент очень важен, когда мы говорим об образе Дхумавати.

Итак, следующим начинается период оцепенения, упадка, после того как Багаламукхи осуществила остановку деятельности, ее торможение. Пока идёт круговорот праны в теле через левый и правый каналы, человек тут как-то крутится. Затем мы встречаемся с Чхиннамастой. Чхиннамаста наносит уже смертельный удар. Но смерть одной формы, это только начало жизни новой формы, начало нового цикла. Чхиннамаста – не только та молния, что разрушает данную конкретную форму внезапным ударом, но и Богиня, дающая возможность выхода вообще за пределы мирского существования. Он – Богиня молниеносного, моментального освобождения, поэтому с Ней также связаны определённые тайные садханы.

Со всеми Махавидьями связаны тайные садханы, это тайный культ. Гурумукхи – то, что передаётся только от Гуру к ученику, устные практики, устные мантры. Есть мантры в Тантрах, которые даются открыто, они могут быть общеизвестны. Но есть мантры, которые передаются только из уст в уста, от учителя к ученику, которые, собственно, при тантрической садхане и используются.

Итак, Чхиннамаста, одна из пяти тамасичных Махавидий, позволяет выйти за пределы этого круга и подняться на уровень более высокий. С нее тамас начинается и Ей заканчивается. Поэтому Тара и Чхиннамаста особо связаны с моментом освобождения, выходом из сансары.

Тара – спасительница, Она спасает из этого круга, круга рождений и смертей, страданий и мирских наслаждений, потому что эти мирские наслаждения временные и приходящие, а трансцендентное потустороннее запредельное блаженство вечно. Но к нему нужно прийти, и путь к нему может быть не прост, мягко говоря. Человек не просто сюда помещён, играя эту роль в драме. Выйти из этой роли актера, оказаться в позиции режиссёра может быть не так и просто.

Душа, джива – это Шива, забывший об этом и затем забывший о том, что он об этом забыл. Необходимо вспомнить…

Десять Махавидий ведут нас к этому.

 

Абхинаванатх Агхор Пир

источник статьи 

You may also like...