Спиральная динамика: архетипы и психическое развитие

Что можно сказать о психике? Что она динамична и что она при этом устойчива. Это пародоксально, но так и есть. Чтобы развиваться, нужно допусить изменчивость нашего Я. при этом перемены не должны быть катастрофичны.образ спирали является удобным примером сочетания динамики и устойчивости: каждый новый виток повторяе предыдущий но с новым уровнем сложности. Устойчивость психики базируется на неизменных психических структурах, называемых архетипами. Человек меняется, но архетипы неизменны. На каждом витке спирали есть свой базовый архетип, определяющий основной мотив психических явлений. Прохождение спиральной динамики — это ещё и «узнавание» архетипов, что пзволяет не попасть под «архетипический» захват.

Для удобства уровни спиральной динамики предлагаются в цветовой дифференциации, «теплые» — с акцентом на Эго, на Я, «холодные» — с акцентом на взаимодействие, на МЫ.

 

Бежевый 

Начинается всё с бежевого уровня. Это уровень телесности, безопасности. Человек проживает этот уровень с момента зачатия и до первых опытов проявления психического Я.

Чаще всего жизнь человека отсчитывают с момента рождения и это по-своему правильно. Но мы как тело, как набор подсознательных процессов, которые присутствуют с нами ещё до момента самоосознания, получаем уникальный опыт ещё находясь в утробе матери.

Что стоит учитывать на «бежевом» уровне? Опыт маминой беременности. Есть предположение, и оно находит подтверждение среди медиков, что мамины переживание могут влиять на психическую жизнь ребёнка. Для плода ещё нет границ между маминой и личной психикой и сильные переживания мамы могут влиять на формирование психического. Например, что чувствовала мама, когда узнала, что беременна? Это было счастье, страх, удивление, радость? Метафорически выражаясь, именно эта весть и есть первой встречей мамы и ребёнка. Конечно, здесь много предположений, трудно привести прямые доказательства, но всё же есть большая вероятность того, что этот первый эпизод как первая фраза в начале романа, служит тем импульсом, что запускает весь сюжет.

Следующий важный опыт «бежевого» уровня – это рождение. Первая настоящая трансформация, которая случается с нами. 

К «бежевому» опыту можно отнести Базовые Перинатальные Матрицы Станислава Грофа, где опыт рождения описывается как четыре стадии специфических переживаний.  Существует большая вероятность того, что характер этих переживаний программирует нашу последующую жизнь. Мотивы этого базового опыта могут воспроизводиться в тех или иных форматах во многих жизненных ситуациях.            Мы как будто бы вновь и вновь воспроизводим в разных декорациях четыре своих ключевых переживания.

Архетипом бежевого уровня является Уроборос, змей, кусающий свой хвост. Трудно найти культуру или традицию, где не было бы образа змея. Это мировой змей Ёрмунгард в скандинавской традиции, змей Шеша в индуизме, пернатый змей Кецалькоатль у ацтеков …

Можно допустить, что образ змея имееет связь с так называемым «рептильным» мозгом, той частью мозга, что сформировалось в начальной стадии развития плода. Нахождение в утробе — это процесс, но процесс без движения личности, активна только пуповина, питающая плод. возможно, пуповина и есть тот самый змей, поэтому все культуры знакомы со змеем, ведь каждый на глубинном уровне помнит опыт утробы.Смысл архетипа Уробороса — это внимание к тем состояниям, что дают начало, но сами не активны.

Главная задача мирового змея — удерживать целостность. Это и обеспечивает архетип Уробороса, он даёт основание для дальнейшего развития. 

 

Фиолетовый уровень СД

На фиолетовом уровне мы познаем близость. Нахождение в утробе – это всё ещё единство матери и плода. Мир и мама тождественны. Но рождение в мир это единство прекращает с этого момента всё, что человеку доступно в контакте с мамой – это близость. Сепарация, отделение мамы вызывает у младенца плач. Он всё еще надеется и просит у мира и мамы вернуть подобие единства, близость. Как только ребёнок становится на ноги и обретает свой интерес, его тянет к познанию мира. И так же – тянет к маме. Быть свободными быть погруженным в что-то сильное, что-то важное, такое важное как Мама. 

Но мама это не только женщина, которая нас родила, это сильный архетипический символ. Первая базовая модель поведения, которую мы получаем в детстве, инсталлируется в психику как аксиома, как догма. С точки зрения младенца, мать — это Божество. Или другими словами, архетип. Если другие архетипы можно распознавать и как-то реагировать на них, то архетип Матери сочетает биологический и психический опыт. И степень взросления любого человека можно определять по его отношением с мамой. Суть сепарации, процесса взросления – это признать маму человеком, а не Архетипом. И тогда все другие жизненные ситуации могут решаться со взрослой позиции. Незавершённость детской истории с мамой, любой конфликт, внутренний или внешний, может вернуть психику к детской связке «мама-ребенок».

Архетипом этого уровня является архетип Великой Матери. Мать может проявлятся в разных аспектах: и мирных, и гневных.

Самые известные архетипические образы Матери: богородица, Шакти, Исида, Панчамама, Иштар, Кибела.

Если говорить о пути трансформации, фигура Великой Матери – первое испытание, которое нужно пройти  Душе, чтобы развиваться дальше. Чтобы перейти на новый уровень, уровень дерзаний и личных интересов, следует разобраться с местом мамы в своей голове. Важно не убежать от мамы, пока она не видит. Это не имеет смысла, жизнь таких «детей» вернет Матери. Важно уйти как Взрослый в свою жизнь.  А уйти получится, когда есть для этого личная воля, энергия «красного» уровня.

Красный уровень СД

На красном уровне появляется иерархия и значение конфликта как одной из базовых динамик взаимодейсвия с миром. Сепарация и конфликт — не одно и то же. В процессе сепарации происходит разделение, часто — вынужденное. Если использовать метафору, то это «движение от».  Конфликт подразумевает прямое взаимодействие, движение к». На уровне архетипов это можно обозначить как «бунт против Отца».

Что значит Отец? Так именуют бога — «Отец Небесный», так называют родителя — того, кто дал жизнь, ещё отец  — это чаще всего муж матери. Личная история общения с отцом человека представляет собой причудливый микс этих ролевых взаимодействий. Если с отцом хорошие отношения – на родителя «набрасываются» архетипические характеристики и тогда сепарация, «бунт против Отца», не случается и человек остается на стадии ребёнка, неважно, мальчик или девочка. Сложные отношения с Отцом проявляют теневые архетипические качества и тогда «бунт против Отца» становится вечным бунтом против всего мужского, в себе или других. Даже усреднённое нормальное общение с папой не гарантирует ясности в различении Отцовского, Мужского, Родительского. Провести  это различие не так и просто, пока архетипическое переплетено с личным. А пока не выстроены отношения с отцовскими энергиями, трудно полноценно проявить себя в партнерстве.

Важно отметить, что успешная сепарация от Мамы не ведёт к такой же сепарации от Отца, это разные процессы и опыты. Любые терапевтические практики с отцом будут эффективными, если в нашей психике  реальный папа освободится от архетипических проекций.

Архетипом красного уровня является фигура Отца.

Юнгианец Мюррей Стайн предложил описывать 3 вида/стадии отцовства, используя в качестве аналогий разные греческие мифологемы. Считается, что каждый̆ человек должен пройти эти три стадии:

Уран

Кронос

Зевс.

На ураническом состоянии сознания мы ничего не можем планировать, все происходит неожиданно, а причин тому нет никаких. Ты сам в этом не участвуешь, поскольку находишься в чреве матери. Если говорить о кроническом/хроническом состоянии рассудка, то это, прежде всего, состояние безропотного послушания.

Предполагается, что Кронос ставит границы. Если брать Кроноса на уровне нашего развития в онтогенезе, то он соотносится с этапом онтогенеза, на котором мы учимся контролировать продукты собственного тела (приучение к горшку). Как только человек приобретает правила поведения, он теряет креативность. В нашем сознании появляется новая важная характеристика – время (собственно, chronos). Появляется понимание того, что есть длительность и того, что есть событие и границы события.

Если вернуться к состоянию Урана, то по сути своей̆ это разлитое аффективное состояние без четко очерченного начала и конца. Поэтому Уран можно сравнить с «глухой» эмоцией: если плохо, то плохо – и непонятно, когда стало плохо. Это то, что у нас в Бессознательном – там нет категорий «было» и «будет».

А вот Кронос уже рубит таймлайн на отдельные события. В стадии Кроноса в сознании появляются категории размерности, длительности, меры (больше/меньше, лучше/хуже), а также появляется такая характеристика как паузы и невозможность переносить ожидание. Еще один признак этой̆ стадии – нетерпимость.

Последняя стадия сознания связана с именем Зевса. На стадии Зевса в сознании простраивается иерархия, что дает нам возможность соподчинять основную цель и подцели, выделять главное и вторичное. С другой стороны, в числе прочего, Зевс был вором и похитителем чужих женщин. И в сознании на этой̆ же стадии появляется фигура «как-бы», символизирующая обман и лукавство, кражи и сдвиги. Кражи и лукавства – это попытки изменить ход времени. На стадии Зевса появляется много авторитетов и важных структур, развивается возможность оценивать и сопоставлять. (Татьяна Ребеко)

Синий

 Чтобы повзрослеть, нужно уметь общаться на равных. А общаться на равных можно, только повзрослев. Такой вот парадокс.
Взросление — это не возрастная норма, можно находиться под властью Матери и оставаться Ребёнком, даже будучи отцом своих детей. Лояльности к Маме, подчиненность в иерархии с Отцом формируют шаблоны стандартного поведения.
Самый наглядный пример — это политические лозунги и идеи. Тема актуальная для многих, если не для всех. К чему апеллируют политики чаще всего? Или к порядку, или к идее материального благополучия ( с гарантированным перечнем социальных услуг); Архетип Матери и архетип Отца. Это понятно и доступно, а самое главное — это обращено к внутреннему Ребёнку, который точно знает, что Мать или Отец справятся.

Многие социальные процессы дублируют семейные динамики. Это естественно и привычно: семья, школа, вуз, работа. Выбор небольшой: ты или подчиняешься или командуешь. 

Партнерство, «синий» уровень спиральных динамик – это вызов для любого человека. Как навык равного, горизонтального общения. Где любой человек – президент, кассир, менеджер – партнеры. Наряду с естественной иерархией ответственности может существовать равенство общности партнеров, партнеров по общему социальному, пространству, по общей планете. По городской среде.

Опыт партнерства это не только уважение, это ещё и ответственность. Такой баланс – между правами и обязанностями, кроме ценных гражданских и социальных качеств ещё формирует целостное представление о Я, вне детско-родительских отношений.

Часто люди так и не выходят из семейных моделей\динамик, либо копируя, либо борясь с ними. Поэтому, наверное, лучшим маркером зрелой личности являются партнерские отношения. У партнера есть выбор, выбирая, можно делать сознательный шаг к взаимодействию. У Ребёнка выбора нет, там либо бунт, либо страдания.

«Синий», партнерский уровень является пропуском в мир взрослых энергий. Где есть отношения, деньги, социальные действия вне темы конкуренции. Где можно духовно развиваться, не проецируя личные истории.

Этот уровень является пропуском в мир взрослых энергий, где есть отношения, деньги, социальные действия вне темы конкуренции. Где можно духовно развиваться, не проецируя личные истории.

Что самое важное в партнерстве? Возможность чувствовать себя равным. Умение быть с кем-то и не терять свои границы. Проживать близость как состояние, которое нестабильно.

Архетип синего уровня — Анима и Анимус. 

Оранжевый

Что это значит для психики – быть на оранжевом уровне спиральной динамики? Это как перейти с уровня частички на волну. Как мы знаем из курса физики, любой объект во Вселенной может быть или квантом или волной. Осознание себя устроено так, что мы чаще всего идентифицируем себя как материальные объекты, находящиеся в разных конфигурациях с другими объектами. С родителями, с партнером, со стулом, с погодой,. Мы так привыкли.

Но ведь можно всё воспринимать как волну, и себя тоже. Но это непривычно. Оранжевый уровень – это способность быть волной, быть изобильным. Например как ручей или река. Или как солнце, которое миллиарды лет в изобилии даёт волны света.

 Примером изобилия в мире людей выступают деньги. Люди небогатые понимают деньги как предмет, как некое количество денежных знаков, что по-своему правильно. Но деньги могут быть и волной. Те, кто бессознательно или сознательно это понимают, становятся богатыми людьми. Это не значит, что все состоятельные люди достигли оранжевого уровня, решив задачи предыдущих стадий, там есть свои особенности. Но готовность не экономить деньги, а тратить их, является интуитивно понимаемым способом демонстрации денег как непрерывного потока.

Изобилие не тождественно деньгам, есть много возможностей быть изобильным. Можно даже быть изобильным бедностью. Но это значит — делится этим качеством, не цепляясь за свои эмоции, не страдать от бедности, а делиться ею как свидетельством чего-то более глубинного. Так, например,  вели себя юродивые на Руси. Это особенный вид верующих людей, которые находились в определённом трансовом состоянии. Чаще всего они были нищими, но это их совсем не беспокоило. Христа ради юродивые транслировали особое состояние контакта с Божественным, были своеобразной волной.  Один из самых известных юродивых – святой Василий Блаженный, именем которого неофициально называют знаменитый собор в Москве.

Изобильным может быть простой учитель, который искренне делится своими знаниями. Изобильной может быть мать, которая искренне и в полном контакте делится своей любовью с ребёнком. Изобильным может быть партнер, который не взвешивает баланс брать/ давать, а даёт от избытка.

В популярной психологии есть известная фраза: «Вселенная изобильна и полна ресурсами». Это правильное и вдохновляющее высказывание. Но есть здесь и подвох, заключающийся в том, что фраза эта – об оранжевом уровне психики. А если человек для себя не решил вопросы на «мамином» и «папином» уровнях, то какое же может быть изобилие? Нет ещё тех навыков, что позволят стать волной. Поэтому логично, что перед оранжевым уровнем нужно пройти «синий», партнерский. Подтвердить свою взрослость и сепарацию от детских динамик опытом равного общения. А потом можно и в изобилие.

Оранжевому уровню соотвествует архетип Тени. Переживание изобилия часто пробуждает «драконов». Новая психическая реальность, переход на иную интенсивность жизни даёт ложное чувство тотального успеха и вседозволенности. Сияние порождает Тень. 

Зелёный

Быть успешным, «толкаться локтями», купаться в изобилии — на каком-то этапе жизни это перестает быть основной мотивацией. Приходит новое понимание — важно пребывать в дружелюбной среде. Будь-то профессиональная группа, семья, микрорайон или даже страна. Теперь деньги не создают новые деньги, а с помощью ресурсов ищется благоприятная среда. Взаимодействие становится приоритетом жизни.  Основные вопросы на этом уровне спиральной динамики: как я могу себя выразить через других? Живу ли я только для себя или моё Я не заканчивается границами моего тела? Если ли у меня МЫ?

«Зелёный» уровень как бы повторяет уже проявившееся МЫ на «фиолетовом» уровне  (мы = я + мама) и мы «синего» уровня (мы = я + партнёр), но это взаимодействие построено не на кровном родстве или партнерской слиянии. МЫ в «зелёном» переводит локус внимания с личности на Поле. Человек находит либо воссоздает пространство коллективного единства.

Иногда  человек попадает в «зелёное» МЫ вне движения по спирали, когда для решения задачи нужна сверхконцентрация на командных задачах. Разведгруппа на боевом задании, экипаж подводной лодки, команда спортсменов во время ответственного матча или группа на экстрим-тренинге. Есть сообщества, которые сознательно решили проявлять МЫ на предельно общем уровне, использовав ресурсы государственной структуры. Так, знаменитый скандинавский или северный социализм стал возможен именно исходя из коллективного согласия на то, что ценности МЫ важнее ценностей личного успеха.

Архетип зеленого уровня — Персона. 

Жёлтый

Пе­реход из «зелёного» в «желтый» – пе­рево­дит нас с уров­ней су­щес­тво­вания пер­во­го по­ряд­ка к уров­ням бы­тия вто­рого по­ряд­ка. «Жёлтый» соз­да­ёт пер­спек­ти­ву гиб­ко­го потока.   «Жёлтый» спо­собен вхо­дить в раз­личные сис­те­мы пер­во­го по­ряд­ка и выходить из них с целью сде­лать их здо­ровы­ми и по­казать их свя­зи с дру­гими системами на спи­рали. Кроме этого, «жёлтый» может входить в различные магические системы для решения оперативных задач.

Потоковые состояния «жёлтого» уровня позволяют умело пользоваться энергиями и инструментами низжих уровней, не теряя при этом базового переживания. Предположительно, жёлтый уровень спиральных динамик соотвествует переживанию блаженства. На языке архетипов переход на жёлтый уровень можно описать как передачу рычагов управления человеком от Эго — Самости. Можно сказать, что глубинная трансформация именно так и заканчивается — той самой «потерей Эго».

На желтом уровне актуален архетип Пути. В Китае это называют Дао, в нашей культуре стал популярным термин «путь героя» или «путешествие в поисках себя», «путь к себе». Кастанеда называл это «путешествием в Икстлан».  Жизнь  становится дорогой, а дорога — жизнью. 

Бирюзовый

Зачем нужен бирюзовый, если уже достигнуто блаженство на желтом уровне? Допустим, что на бирюзовом становится актуальным вопрос своего предназначения. Можно и раньше задавать себе этот вопрос, только маловероятно, что ответ может быть получен раньше. Поскольку есть своя последовательность в реализации запросов и потребностей, нет смысла задаваться темой предназначения, если есть сложности на «фиолетовом» или «оранжевом» уровнях. Человек бирюзового уровня мыслит категориями вечности, человечества, долгосрочных стратегий. Такой человек начинает видеть причудливый узор причинно-следственных связей и принимает факт необходимости всего происходящего как той версии Реальности, что сложилась. Говоря метафорическим языком, Нео преобразуется в Архитектора.

На бирюзовом уровне проявляется архетип Самости.

*Термин «спиральная динамика» введён последователями Клера Грейвза — Доном Беком и Крисом Кованом.

Борис Медвидь

***

Подробнее о курсе «расстановки спиральных динамик» в Киеве

Спиральная динамика в  трактовке Бека и Кована

Видео о спиральных динамиках

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.