Люди хищной породы: чем нас привлекают социопаты и психопаты?
Социопат и психопат: чем они отличаются? Как развиваются социопатия и психопатия? Почему такие люди нарушают общественные нормы и чем они порой привлекают нас? Что позволяет им быть не только злодеями, но и героями? Какими социопатическими чертами обладает мир большого бизнеса и какое место социопаты занимают в культуре и массовом кинематографе? Разбираемся. Не будем путать психопатов, несущихся с включенной бензопилой по скверу, и социопатов, или «странных», оригинальных, существующих как бы на грани нормы, но все же включенных в социальную систему, людей. Эти понятия практически синонимичны и обозначают души с одинаковым радикалом, но с разными спектрами чувств.
Психопаты — это люди с антисоциальной ориентацией. Психопатия — диагноз с ярко выраженным патологическим поведением при полной сохранности мышления.
Социопатия — это более мягкое выражение психопатии. Если личность при своей антисоциальности все же вписывается в социум, способна в нем существовать, но активно пренебрегает правилами и нормами, то мы имеем дело с социопатией. К её классическим чертам можно отнести харизму, высокий интеллект, отсутствие нервозности, склонность ко лжи и лицемерию, неспособность к стыду, раскаянию, эмпатии и любви, гневливость, эгоцентризм, дефицит морали и нравственности.
С точки зрения психоаналитической теории, социопатия представляет собой динамическую структуру личности наряду с мазохистической, истерической и другими. Все мы имеем личностную структуру, которая складывается из генетических предпосылок и индивидуальной истории. Также рано или поздно все мы сталкиваемся с различными травмами, но конкретный диагноз получают единицы.
Откуда же берется социопатия? С биологической точки зрения, гормональный аппарат социопата вырабатывает меньше серотонина. Такой человек не способен «насытиться» общением, взять из него необходимые эмоции, испытывать эмпатию. Для удовлетворения своих эмоциональных нужд ему необходим совершенно другой, более сильный стимул. Кроме того, такая личность реагирует на внешние раздражители более агрессивно, нежели «обычные» люди. Это его ответ на любую потенциальную опасность.
Иногда на развитие социопатии влияет детская травма: ребенок сталкивается с ран
ним опытом насилия, смертью, что оставляет след в его психике. При этом полученный единожды адреналин становится для него приговором. Как правило, в будущем такой человек испытывает проблемы с доверием и не имеет авторитетов.
Подобно героиням дебютного романа Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка», дети могут быть социопатичными даже при абсолютном внешнем благополучии. Они считают, что могут делать все, что помогает им комфортно существовать. При этом запреты взрослых воспринимаются ими как вызов. Постепенно из такой «адреналиновой» личности может сформироваться психопат.
Как правило, детский опыт психопата — это ад, в котором царит тотальный произвол со стороны взрослых или полное отсутствие законов каких-либо норм и правил. Обычно их воспитывает равнодушная, «отсутствующая» мать, которая, в свою очередь, может иметь собственную историю насилия, находиться в депрессии, надрываться на нескольких работах ради добычи пропитания или просто быть в роли слабовольной жертвы при тираническом муже.
Если же будущий социопат растет в относительно благополучной среде, то у него есть шанс на то, чтобы интегрироваться в общество и найти себе не только применение, но и признание. Например, он может ловить преступников, как Шерлок, или разгадывать загадки на грани жизни и смерти, как Доктор Хаус. Шерлок во время объяснения с Мориарти говорит: «Я — это второй ты». И это только отчасти метафора.
Шерлок: чем нас привлекают психопаты и социопаты?
Социопат может достичь действительно хороших высот на социальной лестнице благодаря развитому интеллекту, способности легко преодолевать стрессы и привычкой равнодушно переступать через людей. Каков портрет социализированного социопата? Такой человек испытывает абсолютное безразличие к людям и социальным нормам. При этом для «обычных» людей свод определенных правил делает мир более предсказуемым и безопасным, а эмпатия наполняет его теплом и смыслом. Социопат же находится вне законодательного поля, не нуждается в оправданиях, ищет цели извне. Нэнси Мак-Вильямс, автор «Психоаналитической Диагностики», отмечает, что концептуально диагноз относится к базовому недостатку человеческой привязанности и к приверженности к очень примитивным защитам.
Примечательно, что социопат не является невменяемым и способен отвечать за свои действия. Он отличает добро от зла и разбирается в законах, которые нарушает сознательно. При этом при совершении преступлений он не мучается внутренними конфликтами, так как чувствует абсолютную вседозволенность.
Он жонглирует нормами с виртуозностью. Социопат может отказываться от проведения общепринятых праздников, принятия традиционных моделей мышления, признания себя гражданином той или иной страны, хранения вещей и фотографий и почитания памяти своих родных, соблюдения врачебных рекомендаций, комфорта (он может жить в машине, в лесном шалаше или путешествовать пешком). Такая личность не верит никому и ничему, она все проверяет на вкус. Разумеется, на свой. Для неё нет законов. Она предлагает миру свои.
Социопат с легкостью переносит одиночество, часто меняет партнеров. При полном отсутствии эмпатии стремление к созданию семьи может возникать не на чувственном, а на прагматичном уровне: так индивид старается лучше интегрироваться в общество. Примером такого типажа в кино может служить уже упомянутый главный герой сериала «Доктор Хаус». Такие люди привлекают своей неординарностью и необыкновенными талантами, но ужиться с ними под одной крышей практически невозможно. Важно помнить, что и сами социопаты не способны к построению глубоких отношений. Любовь взрослого строится на способности чувствовать другого и сочувствовать другому. Но для социопата окружающие являются лишь средством для достижения определенной цели, практически неодушевленной функцией. В основе его отношений с другими лежит эксплуатация. Поэтому, чем сильнее выражен социопатический радикал, тем меньше шансов остается на создание семьи с таким человеком.
Также социопатический характер может быть представлен в относительной социальной норме. Тогда мы имеем дело с человеком, который делает то, на что не способны остальные. При этом имеются ввиду не только негативные, но и позитивные, творческие и даже героические поступки. Он работает на войне. Он работает там, где кровь и смерть. Там, где опасно, в том числе в большом бизнесе или в сферах с большой ответственностью. Он в море, он в космосе, он под водой и там, где бушует стихия.
Этим и отличаются социопаты. Берут на себя ответственность, которую трудно взять обычному человеку. Они ходят по ту сторону смерти и выживают. Их знание сакрально. Они, столкнувшись со смертью, не испытывают ни страдания, ни вины. Этим они и привлекательны.
Психопатический тип нередко находит свое отражение в литературе, мифологии и кино, в том числе массовом. В мифологии — это герой эпоса. Тот, кто спустился в ад и вышел из него. Герой — это бывший воин, который легализован нашим сознанием. Наше сознание не выносит насилия и отсутствия норм. Если кто-то нарушает нормы и остается с нами, он становится героем, у него особый статус. В то же время психопат, не повернувшийся в сторону общества, должен быть наказан. Он или герой или преступник: середины для него не существует. Нет теплого мира с костром в глубине пещеры, где дети, женщины и старики.
В современной мифологии, которую мы можем легко найти в сериале «Игра престолов», социопатическими чертами обладает целый клан Ланнистеров. Его представители не испытывают терзаний по поводу своей жестокости и наслаждаются абсолютной вседозволенностью: убийства детей, инцест, казнь собственного сына, нападение на отца — все это предстает для них в качестве нормы.
Вся семья до последнего помечена особым правом — правом выбирать само право. Как говорят сами герои, «Ланнистеры платят всегда». Но хочется добавить: «Если они того хотят». Служить Ланнистерам можно только за деньги. В мире Ланнистеров никто не ждет преданности или любви. Там все покупается и продается. Как никто, они осваивают эмоциональный лексикон манипуляции.
Возможно ли жить в сообществе с социопатом? С ним можно сотрудничать. И ему можно служить. Ему можно подставить плечо, но не стоит ждать того же в ответ. Цель всегда будет принадлежать ему, как и главная добыча. Львы, как известно, не интересуется мнением овец. Основная их психическая защита — магическое мышление — делает их в каком-то смысле властелинами.
В глобальном, социологическом смысле социопатическими чертами обладает мир большого бизнеса, в котором правят расчет, манипуляции, жестокость и попытки достичь цели без всякой рефлексии. В обыденной жизни социопат действует аналогичным образом: не умея чувствовать, такой человек выбирает действие. И если он о чем-нибудь и сожалеет, то лишь о том, что очередная афера не удалась.
И не удивительно, что королевство Ланнистеров — это самое комфортное из королевств в «Игре престолов». Это лучшие земли с приятным климатом, красивыми женщинами и самыми сладкими фруктами. Это прообраз мира, которым управляет идеология прибыли. Это мечта и одновременно страх обычных нормальных невротиков, к числу которых относится большинство. Мир социопата — это мир, в котором можно все. Но в какой-то момент он взорвет и этот мир, как была взорвана септа Бейлора.
Социопат способен заглянуть за рамки привычных для обычного человека смыслов, поступков и целей, заглянуть за горизонт, пока люди продолжают сидеть в пещерах, где очаг, дети, старики, розовые шелковые занавески и стандартная мебель из ИКЕИ. Социопат страшен и притягателен одновременно, он и Дракон, и Герой, победивший Дракона. Для него нет места в середине регистра нормы, он всегда на краю, у выхода или за «101 километром».
У него нет морали, а когда нет законов морали, всегда появляются «Их Воробейшества» со своими проповедями. Как в древности: шаман — обязательный персонаж при вожаке. Именно самопровозглашенный Шаман и возьмет на себя труд объяснить народу теневую сторону подвига и заговорит голосами богов, узаконивающих новое право.