О метапозиции
Во втором томе “Структуры магии” (1976 г.) Гриндер и Бэндлер определили понятие “метапозиции” как первичной стратегии разрешения внутреннего конфликта, понимания динамики взаимодействия и реагирования на свои собственные внутренние процессы. В качестве стратегии разрешения внутреннего конфликта “мета” позиция включает в себя принятие точки зрения “над” и “между” противоборствующими внутренними частями или “полярностями”. Согласно Гриндеру и Бэндлеру:
“Человек достигает метапозиции по отношению к своим полярностям (частям), когда он имеет выборы в своем поведении (сознательно или бессознательно) в отношении того, будет ли он вести себя так, как это характерно для одной полярности (части) или другой мягким, координированным способом, и при этом ни одна из полярностей (частей) не прерывает другую, и клиент выражает обе полярности соответственно и конгруэнтно”.
Согласно Гриндеру и Бэндлеру, метапозиция включает более чем простую комбинацию полярностей или частей конфликта. Они отмечают, что, если клиент имеет две полярности (А и В), метапозиция будет некой репрезентацией (С), которая “имеет все потенциалы А и В, так же, как Не-А и Не-В, и богатые выборы, которые получаются от многих комбинаций внутри и между полярностями”. Если взять аналоги, вместо превращения “черного и “белого” в “серое”, метапозиция позволяет использовать черное и белое для создания сложных и прекрасных паттернов.
Относительно внутреннего конфликта метапозиция создает позицию выбора и гибкости по отношению к конфликтующим полярностям
Относительно взаимодействия метапозиция включает диссассоциирование от взаимодействия и реагирование на свое собственное поведение в связи с другими.
Метапозиция ставит индивидуума временно за пределы петли коммуникации с целью сбора информации, как будто он или она являются свидетелями, а не участниками петли коммуникации. В этой позиции индивидуум может видеть, слышать и чувствовать, что представляет собой взаимодействие с позиции заинтересованного, но нейтрального наблюдателя.
Другим предшественником развития позиций восприятия в НЛП было понятие диссассоциации. “Диссассоциированное” состояние обычно определяется как состояние “отделенности от “или” неассоциированности” в конкретный опыт. В НЛП “ассоциированное” состояние относится к испытыванию ситуации или события так, как будто вы проживаете то, что происходит, так, что вы видите все своими глазами, чувствуя свое тело и эмоции, слыша своими ушами, ощущая запахи и вкус, которые были в то время. “Диссассоциированный” опыт включает наблюдение за собой с точки зрения стороннего наблюдателя, как будто вы наблюдаете за своим поведением, сидя перед экраном кино или видео.
Некоторые из этих техник требуют множественных диссассоциаций. Например, человек может испытывать “двойную” или “тройную” диссоциацию (как это используется в технике ВК-диссоциации). “Двойная” диссассоциация вовлекает человека в наблюдение за своими действиями. Обычная метафора, используемая для облегчения “двойной” диссассоциации, – это сцена в кинотеатре, когда человек наблюдает за собой в определенном событии, будто он смотрит кино. При “тройной” диссассоциации точка понимания смещается так, что человек оказывается в позиции человека, управляющего проектором. В этом случае человек “видит себя видящим себя”. (В то время как три точки наиболее часто используются в техниках НЛП, есть возможность создать диссассоциацию из четырех, пяти и более точек).
Три позиции, включенные в полную процедуру ВК-диссоциации
В добавление к сдвигам в визуальной перспективе диссассоциированное состояние характеризуется разговором “от третьего лица”, а именно: “его”, “ее”, “тот человек” и т. д. Диссассоциация также облегчается вербальными паттернами, пресуппозирующими расстояние как во времени, так и в пространстве, а именно: “тот опыт”, “в том месте”, “когда я был младше” и т. д.
Иногда диссассоциация рассматривается просто как “отсоединение от своих собственных чувств”; но важно помнить при этом, что, когда человек диссассоциируется от опыта, он или она “ассоциируется” где-то еще. В действительности, самый простой способ диссассоциироваться от определенной точки зрения или позиции восприятия – это ассоциироваться в другую. Таким образом, фокус внимания в процессе диссассоциации может быть направлен на движение от негативных эмоций или по направлению к другой позиции восприятия или новой точке зрения. {Диссассоциация, кстати, должна быть отделена от диссоциации. Диссассоциация включает в себя перемещение к/или “ассоциирование с” другой точкой зрения. Диссоциация включает в себя отделение или разделение элементов опыта, не затрагивая обязательно изменение точки зрения}.
В середине 80-х гг. Джудит Делозье и Джон Гриндер установили свою формулировку “первой” (я), “второй” (другой) и “третьей” (наблюдатель) позиции. Понятие о позициях восприятия, данное Делозье и Гриндером, возникло из их переосмысления различных феноменов, описанных выше, – смещения референтного индекса, выключения референтного индекса, метапозиции и множественных диссассоциаций – в свете понятия Грегори Бейтсона о “характерологических прилагательных”. Характерологические прилагательные – это слова, которые кодируют фундаментальные характеристики взаимоотношения. Важное качество характерологических прилагательных заключается в том, что, определяя одну часть взаимоотношения, они обязательно подразумевают другую часть этого взаимоотношения. Быть “преследуемым”, например, подразумевает преступника. Быть “обороняющимся” подразумевает какую-либо агрессию.
Бейтсон также утверждал, что наш опыт “Я” является функцией (а не вещью или “номинализацией”) и имеет способность расширяться до других частей мира. Автогонщик, например, расширяет свое ощущение себя, чтобы включить автомобиль, который он или она ведет, и слепой человек расширяет свое ощущение себя, чтобы включить свою трость. Таким образом, мы можем расширить свое ощущение себя или “Я”, чтобы включать объекты, людей или всю систему. Значит, мы можем идентифицировать себя со многими вещами вокруг нас.
Через понятие о позициях восприятия Делозье и Гриндер сделали попытку соединить понятие Бейтсона о “Я” как о “функции” и создать внутренне последовательное описание петли коммуникации между индивидуумами, находящимися во взаимодействии, путем определения каждой позиции в отношении другой. “Позиция восприятия” является, по существу, особой перспективой или точкой зрения, с которой человек воспринимает ситуацию или взаимоотношение. Новый Код НЛП определяет три основные позиции, которые может принять человек в восприятии конкретного опыта. Первая позиция включает в себя восприятие опыта своими собственными глазами, ассоциацию в точку зрения “первого лица”. Вторая позиция включает в себя получение опыта, как если бы человек находился в “мокасинах другого человека”. Третья позиция означает, что мы делаем шаг в сторону и воспринимаем взаимоотношения между нами и другими с позиции “наблюдателя”. Понятие четвертой позиции было добавлено позднее как термин для описания всей системы или “поля отношений” (в смысле общего “мы”), полученное из синтеза всех трех позиций.
Основание для различных позиций восприятия исходит из факта, что опыт отношений всегда включает в себя более чем одного индивидуума в петле коммуникации. Способность понимать петлю коммуникации, отливы и приливы событий, которые возникают внутри петли, является мощным инструментом, дающим возможность людям улучшать коммуникацию и достигать экологичных результатов. Даже когда участники петли коммуникации не согласны, их взаимоотношение улучшается и создается возможность будущего сотрудничества, когда они в состоянии смещать позиции восприятия во взаимоотношении по направлению к взаимодействию. Это смещение позиций восприятия упоминается как “тройное описание”, поскольку здесь находятся, по меньшей мере, три различные позиции, возникающие внутри петли коммуникации в любое время: позиция я/меня (первая позиция), другого человека (вторая позиция) и свидетеля взаимодействия между этими двумя (третья позиция).
Один из наиболее полезных аспектов переформулировок, предложенных Делозье и Гриндером, состоял в том, что они обеспечили операционный процесс, при котором люди могут входить и проживать каждую позицию, которая может быть связана с особыми языковыми паттернами, физиологией и внутренними репрезентациями (тремя первичными операторами НЛП). Также как и другие определения НЛП, позиции восприятия характеризуются особыми физическими, когнитивными и лингвистическими паттернами. Эти паттерны суммированы в следующих описаниях:
Первая позиция – это вы, находящийся в своем собственном физическом пространстве, в своем собственном привычном положении тела. Когда вы полностью ассоциируетесь в первую позицию, вы будете использовать слова “мне”, “я”, “сам”, обращаясь к своим собственным чувствам, восприятию и идеям. Находясь в первой позиции, вы проходите через опыт в коммуникации со своей собственной перспективы: видя, слыша, чувствуя, пробуя на вкус и нюхая все, что происходит вокруг вас и внутри вас в этом опыте с ассоциированной точки зрения. Если вы действительно находитесь в первой позиции, вы не увидите себя, но будете собой, воспринимая мир своими глазами, ушами и т. д. Вы будете полностью ассоциированы в своем собственном теле и карте мира.
Вторая позиция способна принять точку зрения другого человека внутри взаимодействия. (Если здесь более одного человека во взаимодействии, то могут быть множественные “вторые позиции”). Это временная, собирающая информацию позиция, в которой вы смещаетесь на позицию восприятия другого человека, принимая его или ее физическую позу и представление о мире, как если бы вы были этим человеком. Вы видите, слышите, чувствуете, пробуете на вкус и нюхаете все, что собой представляет петля коммуникации с точки зрения другого человека; т. е. “пройдите милю в его или ее мокасинах”, “посидите на другой стороне стола” и т. д. Во второй позиции вы будете воспринимать мир через глаза, мысли, чувства, убеждения другого человека. Находясь в этой позиции, вы будете диссоциированы от себя и ассоциированы в другого человека. Вы будете обращаться к своей первой позиции себя как “вы” (в отличие от “я”), используя формы второго лица. Временное принятие позиции другого человека – это великолепный способ оценить, насколько вы эффективны на своей стороне петли коммуникации. (После того, как вы вошли в позицию другого человека, важно убедиться, что вы возвращаетесь к себе полностью и с информацией, которая поможет вам в коммуникации).
Третья позиция, или позиция “наблюдателя”, помещает вас временно за пределы петли коммуникации, для того чтобы собрать информацию, как будто вы являетесь свидетелем, а не участником взаимодействия. Ваша поза будет симметричной и расслабленной. Находясь в этой позиции, вы будете видеть, слышать, чувствовать, пробовать на вкус и нюхать все, что собой представляет петля коммуникации с позиции заинтересованного, но нейтрального наблюдателя. Вы будете использовать формы третьего лица, такие как “она” или “он”, обращаясь к людям, за которыми вы наблюдаете (включая того, который выглядит, говорит и действует, как вы). Вы будете диссассоциированы от взаимодействия и находиться в некоей “мета” позиции. Эта позиция дает вам ценную информацию о балансе поведений в петле. Информация, собранная с этой перспективы, может быть взята вами обратно в свою первую позицию и использована вместе с информацией, собранной во второй позиции, чтобы помочь улучшить качество вашего состояния, взаимодействия и отношения внутри петли коммуникации.
Роберт Дилтс и Тодд Эпштейн (1990, 1991, 1995 & 1996 гг.) предполагают, что здесь имеются тонкие, но важные различия между третьей позицией, метапозицией и позицией наблюдателя. Они отмечают, что “чистая” Третья Позиция обычно является точкой зрения за пределами петли коммуникации, включающая знание убеждений и утверждений, собранных предварительно ассоциированно в 1-й и 2-й позициях. Метапозиция – это точка зрения за пределами петли коммуникации со знанием убеждений и утверждений только собственной первой позиции. Позиция Наблюдателя – это точка зрения за пределами петли коммуникации, в которой наблюдатель сознательно подавляет какие бы то ни было убеждения и утверждения о 1-й или 2-й позициях. (Третья позиция, конечно, должна быть также отделена от “диссоциированной” бесчувственной точки зрения).
Развитие четвертой позиции
Четвертая позиция включает в себя синтез других трех позиций, давая ощущение “быть всей системой”. Она включает в себя идентификацию с системой или с самим взаимоотношением, давая опыт быть частью коллектива, и характеризуется такими формами языка, как “мы” (первое лицо множественного лица).
Первое явное использование “четвертой позиции восприятия” произошло в процедуре Мета Зеркала (Дилтс, 1988, 1990, 1992 гг.), разработанного Робертом Дилтсом как результат серии семинаров “Синтаксис Поведения”, которые он провел вместе с Джоном Гриндером в 1988 г.
Процедура основывалась на занятии позиции, которая охватывала и отражала вместе первую, вторую и третью позиции восприятия, для того чтобы помочь решить проблемы, возникшие из-за суждений, сделанных из третьей позиции. В 1989 г. концепция “четвертой позиции” была расширена до “системной позиции”, или того, что часто упоминается как “позиция компании” в Мета Карте Лидерства (Дилтс, 1989, 1998 г.г.), будучи результатом моделирования Дилтсом навыков и стратегий эффективных лидеров. Эта позиция характеризовалась словом “мы” и включала в себя “идентификацию” с командой, группой или системой, в которой человек являлся лидером, создавая “размышляющее видение системы” и “рассматривая наилучшие интересы всей системы”. Именно сейчас четвертую позицию начинают называть “Мы”-позиция.
полностью статья trEning.ru