У каждого свой Брюгге

Как это часто бывает, переводчики немного переиначили название фильма, сделав его более попсовым. В оригинале фильм назывался лаконично “В Брюгге” и это соответствовало происходящему на экране.

Картина имеет несколько уровней. Первый — детективный, он представлен вполне динамичным сюжетом, где есть стрельба, наркотики, погоня. Небанальная история, где концовку трудно предсказать. Да и главные герои — киллеры, что не дает сюжету быть скучным.

Второй уровень — драматический. Великолепный ансамбль актёров разворачивает перед зрителем весь букет человеческих чувств: угрызение совести, самопожертвование, отчаяние, гнев, отвага. Неспешно, в соответствии с темпом городской жизни, личная трагедия одного героя становится общечеловеческой историей.

И вот уже раскрывается третий уровень — символический. На этом уровне поездка главных героев в Брюгге становится предсмертным путешествием. В некотором смысле Брюгге — это метафора территории Бардо, посмертного странствия души согласно буддийской концепции. Понятно, что сам умерший очень долго не может понять, что получил билет в один конец. В фильме весьма показателен эпизод, когда неудачливый киллер Рей почти спасается, выехав из города на поезде. Но из Брюгге нельзя выехать, туда можно только попасть. И незначительное происшествие накануне вызвало узнавание героя в поезде и возвращение назад. Шоу должно продолжаться!

в Бардо (Брюгге) нет хороших и плохих, это место, где разворачивается карма попавших сюда. Но всё же выбор есть, есть небольшой зазор, где можно совершить поступок, пусть и ценой жизни. Именно так поступает напарник Рея, Кен, отнюдь не сентиментальный человек, но всё же сумевший проявить человечность.

Туман, каналы, карлик, одноглазый персонаж (циклоп), киносъемки (сюжет в сюжете, изящная рекурсия) — это всё добавляет архетипичности в происходящее действо. И конечно же картины Босха, ведь в Брюгге есть музей этого художника и герои посещают его во время ожидания. Символичен последний эпизод, когда Рей на лодке по реке (Стикс?) убегает от преследователя (ненавязчиво,  тонко показан момент Перехода). Но его время пришло и вот, в городе (а река уже пересечена) во время карнавала по мотивам Босха Рей проигрывает тот сценарий, из-за которого всё и началось. И в этот момент его окружают персонажи Страшного Суда (похожие на персонажей картин Иеронима). Круг замкнулся. Герой покидает Брюгге в окружении существ иного мира. Пусть и ряженых, но это для нас они таковы, а для умирающего Рея Явь и Навь уже неразличимы.

У каждого свой Брюгге.

Зрителям предлагается несколько срезов реальности, но ненавязчиво, каждый берёт свое. Я увидел, например, Бардо.

***
Жизнь часто сравнивают с театром. Хороший образ, но слишком пафосный, как по мне. Играть свою роль в некотором смысле даже почетно. И часто можно оправдывать себя тем, что ты просто получил такую роль. Можно грезить о своей возможной судьбе, попади тебе другая роль.

Если сравнивать жизнь с карнавалом, метафора будет жестче. Ведь маска или карнавальный костюм не несёт никакого определенного смысла. У спектакля есть своя история и даже возможен катарсис (очищение). А карнавал – это просто развлечение, у которого нет особой задачи и его участники не обладают никакой историей, они просто заполняют пространство. Их эмоции – это топливо действа, но эта активность длится, только пока играет музыка.

Мы, те, кто носит маски и изредка их меняющие. Кто мы без них? Что будет, когда маски будут сняты? Какой лик или личину мы там увидим? Кто знает. Когда-нибудь мы попадаем “в Брюгге” и наш карнавал заканчивается.

Борис Медвидь

 

 

 

 

You may also like...