Метапозиция и солдаты Вавилона

Хорошо было бы с самого начала  вообще не вовлекаться. Смотреть на всё происходящее как на проекции великой Пустоты. Но трудно ходить, не оставляя следов, происходит всего лишь несколько ярких событий и ты уже в определенной позиции. А дальше, что ни день, то растёт печаль и огорчение. Первую и вторую неделю удается отмахиваться от происходящего, цитируя Шекспира «Чума, чума на оба ваши дома!». А дальше пазл начинает складываться, как ты того ожидаешь.

За последние два месяца уже достаточно произошло, чтобы определится: я точно не с протестантами. Это не значит однозначную поддержку власти, но получается, что всё время невольно приходится выбирать из двух зол. И, как ни странно, власть – зло не худшее.

Но ведь это «разводка». Как известно, о разводках лучше всего сказано в культовом фильме «Револьвер»: «В каждой игре всегда есть тот, кто ведет партию, и тот, кого разводят. Чем больше жертве кажется, что она ведет игру, тем меньше она ее в действительности контролирует».

Сегодня на Украине и с той, и с другой стороны работают мастера разводок. Почти каждый день они предлагают новую.  Радует только то, что эти комбинаторы не мастера шахмат. И это дает шанс не попасть в жесткую позицию цуцванга, когда любой сделанный выбор – ошибка.

Чтобы не быть пешкой, нужно искать стратегию шахматиста или что-то похожее. Ситуацию, где можно учитывать свои интересы, подразумевая наличие интересов других сторон. Потому что, если человек по тем или иным причинам не покинет страну в ближайшее время, ему следует понимать, что жить придется с этими людьми. Да, да.  Как говорил Сталин: «других писателей у меня для вас нет».

Я не провожу никаких параллелей, но в прошлом столетии был интересный случай мастерства разводок и шахмат. В 1917 году либеральные «майданщики» «развели» царя и власть, совершив Февральскую революцию. Немецкий Генштаб тоже хотел «развести» Временное правительство и его союзников по Антанте, запустив в Россию вирус по имени «большевики». А большевики «развели» всех, тупо из ничего соорудив Красную империю.  Правда, после этого с мастерами шахмат и разводок у большевиков не сложилось. Поэтому и рухнула страна внезапно, хотя и предсказуемо, как памятник Ленину в Киеве.  Но это дело прошлое.

За последнюю неделю я прочитал несколько книг о НЛП, написанных основателем этого направления Джоном Гриндером. Интересный персонаж, кстати. Вырос в семье, где было 9 детей, изучал лингвистику, работал в качестве военного разведчика в Европе. Потом продолжил изучение лингвистики. Лично был знаком и изучал модели работы таких мастеров психологии, как Вирджиния Сатир и Милтон Эриксон. Создал в соавторстве с Бендлером НЛП как оптимальный метод межличностной коммуникации и продолжает и дальше его усовершенствовать.

Одним из его методов является  упражнение «метапозиция».  Суть его такова. Любой конфликт основан на разности интересов двух сторон (как минимум).  Если цель коммуникации – достижение приемлемого результата для двоих участников, то будет  правильным учесть интересы обоих. Но, каждый из участников коммуникации, завышает свою правоту и занижает, соответственно, правоту визави.

Что в бытовых конфликтах, что в политических, схема разрешения такой ситуации обычно строится на усилении своих ресурсов до точки, когда противник не выдерживает и уходит побежденным. Но есть ли такой результат оптимальным? С позиции тактики – да. Стратегически – нет.

Выходом из ситуации конфликта может быть использование третьей позиции, позиции наблюдателя или «метапозиции».  Гриндер предлагает в любой ситуации напряжения, например, ругаясь с кем-то или критикуя некую персону,  в воображении поставить себя на место противника. Это позволяет понять мотивацию Другого и уйти из эмоциональной сферы в деятельную.

Следующим шагом в поиске решения является выход в метапозицию, равноудаленную  от интересов как одного, так и другого. Итогом будет согласие, как «продукт непротивления сторон». Конечно, такая схема больше подходит для межличностных конфликтов. На уровне макро-объектов (Украина) всё сложнее. Но даже в масштабах страны можно выделить условно два участника конфликта. Первый участник это «власть». У неё есть свои интересы в существующем противостоянии, и есть свои ресурсы, довольно внушительные. Победа этого игрока в ближайшей перспективе дает малую пользу, какой-никакой мир. В долгосрочной перспективе ожидается рецидив феномена «майдан» со всеми возможными последствиями.

Претензии второго участника под условным именем «майдан» к Власти понятны. «Банду – геть», с этим призывом так или иначе согласится каждый, кто не является властью. Но ведь понятно многим, что после своей победы «майдан» станет такой же «властью». И всё опять повторится сначала. Кто помнит, «оранж-майдан» был разыгран по этой схеме.

Выход – в метапозиции. Конечно, завести в эту позицию ни фигуры «власть», ни «майдан» не получится. По многим причинам, одна из очевидных – самоуверенность в своей правоте и нежелание слушать другого.

Но место есть и его могут заполнить желающие. Кто эти желающие? Просто думающие люди. Те, кто дистанцируется и от власти, и от майданеров. Не только дистанцируется, но и понимает мотивации противоборствующих сторон. Возможно, дальше к ним присоединятся желающие перемен или те, кто желает мира, а не войны. Кто понимает, что совсем отстраниться – это приближать хаос и кровь.

Суть явления «метапозиция» – заявить саму возможность иной позиции. Например, если это моё сообщение наберет некое число «лайков», можно организовать группу в ФБ. Там можно делиться  и обсуждать статьи, сообщения, новости с использованием метапозиции. Можно организовать социальный проект с минимальным присутствием пропаганды, но с толковыми программами и рабочими моделями.

 Это может быть интересно тем, кто не приемлет современную модель выборов и кто против манипулятивных технологий, кто видит иначе смысл и назначение государства.  Тем, кто понимает, что войны выигрываются не на полях сражений, а в пространстве школьного образования.

Это может быть интересно людям, кто не считает себя «майданером», но и не поддерживает власть.

Сам я простой обыватель, интроверт без особых амбиций. Но думаю, есть люди, готовые использовать свои навыки и знания, чтобы произвести добротный социальный продукт.

У писателя Андрея Лазарчука есть красивая метафора: «солдаты Вавилона». Многие знают историю о Вавилонской башне. Но здесь немного иная трактовка.

Был город Вавилон. И случилось так, что некий вирус поразил жителей этого города и они перестали понимать друг друга. И узнали об этом враги и подошли к городу, думая, что армия, где не понимают приказов, проиграет. Но город выстоял. Просто каждый солдат Вавилона был на своем месте и делал свое дело.

Что я могу сделать один среди океана непонимания и злости? Стоять на своем месте и выполнять свой долг, сражаясь с врагами. Какими врагами? Да теми самими, о которых говорится, что «величайший враг прячется там, где вы меньше всего будете его искать». Внутри себя прячется, конечно.

Солдаты Вавилона, держащие оборону на своем месте и делающие то, что должно:  помните про Метапозицию.

1 (14) января

Борис Медвидь

***

Посв. К. Арбенину

Сегодня этот город будет взят,
Но все равно — для страха нет резона,
И не уйдет со стен последний ряд
Тех, кто стоит на стенах Вавилона.

Нам все равно — пусть тысяча смертей,
Но город нам не склонится покорно.
Пусть Бог пригонит тысячи чертей —
Тем, кто стоит на стенах Вавилона.

Нам наплевать — пророки и лжецы
Твердят, что мы падем во время оно.
Но мы солдаты. И ведь не жрецы
Стоят сейчас на стенах Вавилона.

Не лучшие случились времена —
Нас рвут шакалы и клюют вороны.
Но хоть одна стоит пока стена,
И мы стоим на стенах Вавилона.

Нам все равно, что значит этот знак.
Ну Mene, Mene Tekel… Чьи законы
Царят в предвечном городе, пока
Стоим еще на стенах Вавилона?!

Пусть Боги нас оставили в беде.
Пусть думают — отсюда нет разгона.
Пусть град падет — увидишь ты везде
Тех, кто стоял на стенах Вавилона.

29.01.2004

 

 

 

 

 

 

You may also like...