О правиле расстановок “исключённых нет”
“Природа не терпит пустоты”. Это высказывание философа Аристотеля можно применить не только к миру природы, но и к социальному пространству. Любая попытка исключить из системы какой-либо элемент приводит к искажению поля. Берт Хеллингер назвал это “законом принадлежности”. Каждый член семьи имеет право на принадлежность. Если такого человека “исключают” из семьи – забывают, умалчивают, не вспоминают о нём, то система всё равно эту фигуру восстанавливает, но уже через другого члена рода. Что приводит к искажениям в судьбах.
Закон принадлежности можно перенести с семейной системы на социальную, поскольку законы систем универсальны. Хеллингер работал в семейной терапии, поэтому его метод расстановок и его нтерпритации касались территории семейных проблем. Ученики Хеллингера стали расширять границы метода. Возникли организационные и структурные расстановки.
“Мы не знаем общества, в котором живём”. Эту фразу приписывают Юрию Андропову в бытность пребывания его на посту председателя КГБ. Затянувшийся кризис СССР и последующий развал страны связан именно с непониманием системных принципов. И во внешней политике, и во внутренней. В современной Украине (наверное, и в России) явно отсутствует понимание теории систем. Многие очевидные социальные феномены игнорируютя, проблемы замалчиваются. Есть надежда, что как-нибудь “рассосётся”. Как бы не так! Это как болезнь, если её долго не лечить, то организм как система подстраивается к такому порядку вещей и болезнь становится хронической. Что значительно уменьшает шансы на оздоровление. “Ожидание чуда” в современном обществе свидетельствуют о крайне опасной ситуации формирования хронических социальных проблем. Слишком много “исключённых”.
Страна нуждается в системных расстановках. Каким-то образом нужно донести и правителям, и простым гражданам, что происходящее сейчас безобразие коснётся всех. Куда бы кто не прятался: в уютное место вне страны, или во внутреннюю эмиграцию Души. От системы не спрячешься. Гражданство есть маркер принадлежности, поэтому каждый гражданин в ответе за всё, в меру своей компетенции.
Любые социальные феномены следует изучать внимательно и беспристрастно. И тотальную коррупцию, и продажность судейских, и “конвейеры смерти”- украинские автодороги, и детскую проституцию. Это маркеры нашего общества. Сначала следует их признать как факт. А потом уже что-то с ними делать, но осторожно, с пониманием и намерением исправить причины этих явлений. “Эскадроны смерти” и массовые расстрелы проблему, увы, не решат.
Должно что-то произойти внутри. Это действие будет почти незаметным и мало что сразу решит. Но это стоит делать. Если не получается наверху, то хотя бы на уровне одного человека.
27.11.12
Борис Медвидь