О вечном возвращении, просто и понятно
“Вечное сияние чистого разума”. Что на мой взгляд важно в этом фильме:
1.Отличное название, похоже на описание мира в одной из школ буддизма. Происхождение: из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру» (1717):
Как счастливы невесты Христовой свиты! –
Забыв о мире, миром позабыты
Струит их разум чистоты сияние.
Молитвы приняты — усмирены желания…
2. Идея о возможности фрагментарно стирать память. Чтобы убрать ненужные кластеры, нужно фиксировать эмоционально окрашенные воспоминания и находить цепочки ассоциаций. Память, внимание и эмоции играют уникальную роль в формировании семантического ядра личности. Того, что создаёт наше Я. Это Я динамично и подвержено изменениям. Скорее количественных, а не качественных.
Не покидает мысль, что фильм – демонстрация вечной игры, Лилы. Джоэл (Шива) и Климентина (Шакти) играют в свои партнёрские игры, позволив себе забыть о божественном происхождении. О том, что за всеми этими волнами игры – Ясный Свет.
3. Перейдя с метафизического протокола общения на психологический: любые отношения истощаются, если нет поддержания баланса “брать-давать”. Обычное время гормонального всплеска и эффекта новизны – около года. Затем начинаются тоскливые будни. Возможный выход – рождение ребёнка, это объединяет пару ещё на два десятка лет. В фильме разговор о ребёнке привёл героев к разрыву. Мужчины как существа рассудочные, опасаются длительных обязательств. А женщины просто следуют зову Рода и, начиная разговор о возможности завести детей, демонстрируют предельное доверие к партнёру.
4. Во время удаления значимых кластеров из памяти Джоэл пытается сохранить воспоминания о Климентине, применяя интересные уловки. Удержание образа в необычном для рассудка месте. Но этот прием оказывается неудачен, поскольку всё, что можно помыслить уже не есть необычным для сознания. И зачистка продолжается. Следующий ход – спрятать информацию в самом неприятном месте сознания, зоне стыда. Но и этот сектор вычисляется и подвергается удалению. В итоге зачистка успешно завершается. Героев спасает не опора на свои чувства и желания, они слишком слабы, как и каждый другой человек. Их снова соединяет то, что можно назвать Судьбичностью. Её величество Карма.
Это знала Ева
Это знал Адам
Колеса любви
Едут прямо по нам
На каждой спине
Виден след колеи
Мы ложимся как хворост
Под колеса любви
5.Запомнился эффект зачистки. Когда персонаж не осознаёт, что находится внутри своего сознания и вдруг Реальность начинает в буквальном смысле рушится целыми секторами. Если бы такой эффект можно было бы реально вызвать – это ценнейшая практика банкротсва. Но даже в киноверсии – это хороший пример Мира Как Иллюзии. Собственно, истина об иллюзорности проговорена много раз и нового мало можно добавить. Здесь же ценен опыт реакции персонажа на подобный эффект и перенос вопроса на себя. А что ты будешь делать, когда не на словах, а на деле будут исчезать небо, улица, люди? Сохранишь ли осознанность или паника накроет с головой? Как то не очень уверен, что удастся выстоять. Наверное, в Бардо нечто похожее происходит. Ясный Свет рядом, но некогда понять что ты – это он. Всё время нужно решать проблемы разотождествления с личностными структурами.
И как память не форматируй, омрачения и привязанности остаются с нами. Пока не станем Вечным Сиянием Чистого Разума.
5.Хороший саундтрек фильма. Особенно это: http://www.youtube.com/watch?v=wSq_EwEYwEI
Борис Медвидь