О системной структурной расстановке

 

Базовые идеи системной структурной расстановки

 Системная работа методом структурной расстановки построена на основе семейной расстановки по Берту Хеллингеру. Она представляет собой распространение метода расстановки семейной системы на другие контексты. Основная идея метода системных структурных расстановок заключается в предположении, что по аналогии с семейными структурами мы формируем внутренние модели других важных для нас систем. Это предположение ведет к поиску адекватного переноса принципов семейной расстановки (СемР) на другие системные контексты. При этом обнаруженные Бертом Хеллингером принципы принадлежности, временной иерархии и приоритета более высокого уровня участия оказываются важны также и в несемейном контексте, пусть и в несколько более абстрактной форме.

Для других контекстов в первую очередь следует выяснять следующее:
а)   кто входит в систему;
б)   что в новой системе означает исключение;
в)   в какой форме для каких частей новой системы существует временная иерархия;
г)   что в этом контексте означает участие;
д)   какие другие специфические закономерности присущи соответствующему контексту.

С помощью системной структурной расстановки мы пытаемся дать такие общие рамки для синтаксических и семантических закономерностей системного. Эта метамодель работы методом расстановки дает возможность менять различные контексты. При этом базу, как системный уровень, где мы имеем основной личный опыт, образует семейная система (в обобщенном смысле). Системы других контекстов могут рассматриваться как параллельные уровни, входящие в резонанс с ней и друг с другом.

Таким образом, одну форму расстановки можно менять на другую. При этом мы просим исполнителей ролей в первую очередь сообщать о своих телесных ощущениях. Такой образ действий позволяет прояснять модели представленных структур (проблем, ситуаций решения и т. д.) с минимальной долей интерпретаций со стороны заместителей. При этом представляющая группа сама действует как способный к восприятию организм, наблюдающий и отображающий представленную систему. Найденные таким образом решения могут переноситься с одного контекста на другие. Мы можем выбирать структурный уровень расстановки так, чтобы он максимально точно соответствовал контексту, в котором клиенты называют свой запрос. Это позволяет нам не отходить от языка и мировоззрения клиентов (облегченный pacing).

Метод системной структурной расстановки, на наш взгляд, может рассматриваться как практика метамодели различных форм системной расстановочной работы. В результате систематического рассмотрения переходов между расстановками и существующими проблемами, психосоматическими процессами и семейными структурами становятся доступны общие черты различных системных уровней, которые позволяют прийти к более общему пониманию принципов системной терапии и помогают прояснить отношение системной формы к другим формам терапии. По нашему опыту, вышестоящие процессуальные модели, которые становятся видимыми благодаря переводу одного вида системной расстановки в другой, вычленить из каждого вида по отдельности зачастую невозможно.

С помощью системной структурной расстановки мы пытаемся дать такие общие рамки для синтаксических и семантических закономерностей системного. Эта метамодель работы методом расстановки дает возможность менять различные контексты. При этом базу, как системный уровень, где мы имеем основной личный опыт, образует семейная система (в обобщенном смысле). Системы других контекстов могут рассматриваться как параллельные уровни, входящие в резонанс с ней и друг с другом.

Таким образом, одну форму расстановки можно менять на другую. При этом мы просим исполнителей ролей в первую очередь сообщать о своих телесных ощущениях. Такой образ действий позволяет прояснять модели представленных структур (проблем, ситуаций решения и т. д.) с минимальной долей интерпретаций со стороны заместителей. При этом представляющая группа сама действует как способный к восприятию организм, наблюдающий и отображающий представленную систему. Найденные таким образом решения могут переноситься с одного контекста на другие. Мы можем выбирать структурный уровень расстановки так, чтобы он максимально точно соответствовал контексту, в котором клиенты называют свой запрос. Это позволяет нам не отходить от языка и мировоззрения клиентов (облегченный pacing).

Метод системной структурной расстановки, на наш взгляд, может рассматриваться как практика метамодели различных форм системной расстановочной работы. В результате систематического рассмотрения переходов между расстановками и существующими проблемами, психосоматическими процессами и семейными структурами становятся доступны общие черты различных системных уровней, которые позволяют прийти к более общему пониманию принципов системной терапии и помогают прояснить отношение системной формы к другим формам терапии. По нашему опыту, вышестоящие процессуальные модели, которые становятся видимыми благодаря переводу одного вида системной расстановки в другой, вычленить из каждого вида по отдельности зачастую невозможно.

Виды системных структурных расстановок

Далее мы дадим обзор разработанных нами на сегодняшний день видов системных структурных расстановок в различных контекстах.
В расстановках проблем (РП) речь идет о расстановке структуры, при которой желаемая цель до сих пор не была достигнута. Структура проблемы характеризуется тем, что должны быть достигнуты цели, путь к которым прегражден препятствиями. Желание преодолеть препятствия дает толчок к изменению. В РП расставляются структурные аспекты проблемы (фокус, цель, от одного до трех препятствий, один-два неиспользованных ресурса, (скрытая) выгода и будущая задача), которые затем путем перестановок и работы процесса переводятся в интегрирующий все части образ-решение. Во время расстановки происходит скрытый процесс переистолкования, когда все проблематичные ранее части, к примеру, препятствия, получают значение продуктивных аспектов («защитных дамб» или «помощников»). ПР показывает, как вообще осуществляется изменение, в то время как тетралеммная работа (см. ниже) поясняет, как имеющийся мотив дает отличиям возможность действовать. В качестве примера часто встречающейся закономерности при смене структурного уровня на образ семьи можно упомянуть тенденцию аналогии цели и лояльности по отношению к родителям, а также будущей задачи и лояльности по отношению к бабушкам и дедушкам.

В расстановках тела (РТ) расставляются части тела, органы, функциональные круги и внешние вспомогательные средства и влияния (например, лекарства, наркотические средства, стрессовая внешняя среда и др.). В первом образе расстановки проявляются отношения расставленных частей друг к другу и, в свою очередь, показывают, что должно быть изменено. Так, например, становится видно, каким органам тела нужно больше «контакта», как лекарство вмешивается в структуру отношений, как и где оно может быть максимально эффективно, когда и в какой форме какие внешние влияния возникают и, наконец, как можно смягчить или снять неблагоприятные воздействия. В этих расстановках часто наблюдается смена структурного уровня на семейную расстановку.
Другим видом РТ является расстановка медицинских моделей тела. Здесь, в противоположность привычной расстановке тела, перед нами предстает закрытая в себе система. Так, когда в расстановках функциональных кругов мы работаем с пятью функциональными кругами ТСМ, выбор составных частей и их комплектность четко задана, в то время как в обычной РТ выбор частей, естественно, варьируется. РТ родственны гомеопатические системные расстановки и содержащиеся в них расстановки образов медикаментов и системы симптомов пациента.

Расстановки фактуры языковых структур (РФЯС) соединяют в себе элементы гелиотерапевтической метафорической работы с методом расстановки. Центральные фразы из описания проблемы или ключевые строки любимых сказок или песен анализируются с лингвистической точки зрения и представляются с помощью исполнителей ролей. Здесь тоже часто наблюдается быстрый переход к структурам проблем и семей. Мы рассматриваем РП как подходящую глубинную структуру для понимания РФЯС; структура РП дает матрицу для формирования гипотез о том, какую часть расставленной фразы к какому частичному аспекту проблемы следует относить. Кроме того, таким образом можно заметить отсутствие релевантных частичных аспектов в РФЯС, причем чаще всего вычеркнутой частью РФЯС (если рассматривать РГТ как глубинную структуру РФЯС) является скрытая выгода (лежащая в основе РП). Поэтому в процессе перестановки мы часто добавляем эту часть, назвав ее, к примеру, «тем, что при этом было забыто».

Тетралеммная работа (ТЛР) служит для обнаружения незамеченных и на языковом уровне часто практически недоступных альтернатив, затемненных контекстов проблемы и исключенных возможностей сочетания противоположностей в ситуациях дилеммы Тетралеммные расстановки работают со структурой из индийской логики — тетралеммой (сан -скрит: catuskoti) и ее расширением в буддийской логике (отрицательной тетралеммой, так называемым четырехкратным отрицанием Madhyarrukas). При этом экстернализируются и (в осторожной форме «future pacing») расширяются внутренние процессы, которые клиент до этого проходил при наличии дилеммы В качестве расставляемых частей, наряду с фокусом (как перспективой клиента), используются обе стороны дилеммы («одно», «другое») и две другие позиции («и то, идру-гое», «ни то, ни другое»), а также пятая «(не)-позиция» («не все это — и даже не я»).
Заместители пятого аспекта образуют «свободные элементы», то есть они могут менять позицию по собственному усмотрению Этот пятый аспект ситуаций произвольного решения указывает на незавершаемость вышестоящих прозрений и через свое собственное применение, то есть тем, что он сам отказывает себе в характере окончательного понимания, он предотвращает свое догматизирующее использование. Это так называемое отрицание тетралеммы ведет к более глубоким принципам прерывания моделей и обнаруживает связи с методами эриксоновской гипнотерапии.

Какого рода терапевтическую или когнитивную пользу можно ожидать в случае остальных позиций? Во-первых, рамки ТЛР делегируют скрытое предположение, что каждая проблематичная ситуация решения, приведшая к позиции или-или, недостаточно учитывает как минимум три релевантные позиции. В тетралеммных расстановках, установив надлежащую связь фокуса, то есть перспективы клиента, с позициями от третьей до пятой, можно сделать для клиентов эти позиции телесно-познаваемыми.

Переход к «и тому, и другому» является, на наш взгляд, формой внутреннего рефрейминга и служит обнаружению одного из пяти видов незамеченных вариантов совместимости или сочетания обеих позиций в изначальной дилемме. Этими пятью вариантами являются:
а)    компромисс (то есть, например, частичное признание правоты каждой из обеих первых позиций или их учет в некотором определенном соотношении, как при разделении сфер полномочий в коллективе);
б)    итерация (то есть временно сменяющееся предпочтение определенной альтернативы, как, например, при регулировании посещений детей после разводов);
в)    мнимое противоречие (то есть понимание того, что альтернативы первой и второй позиций, рассматривавшиеся до сих пор как дилемма, исключали друг друга не фактически, но лишь в нашей прежней конструкции действительности; то есть, например, когда что-то заставляет стать недействующим предположение, что верность одному из родителей автоматически является формой неверности другому);
г)    смещение тезиса (то есть переход от альтернатив, рассматривавшихся ранее как дилемма, к другому, родственному, однако теперь больше сочетающему их друг с другом пониманию, как, например, признание высокой цены пожертвованной альтернативы как того, что делает выбранную альтернативу еще более ценной; это соответствует тезису Хеллингера о том, чтобы «дать ценности невыбранного влиться в выбранное»;
д)    парадоксальное соединение (то есть форма, позволяющая одновременно оставить в силе два противоречащих друг другу принципа, например, когда друг другу противоречат требования родительской и нынешней семьи и тем не менее и те, и другие сохраняются как справедливые благодаря позиции готовности стать виноватым).
Переход от третьей позиции к четвертой, то есть от «и то, и другое» к «ни то, ни другое» представляет собой форму внешнего рефрейминга. Здесь становится ясен до сих пор не замеченный или недостаточно замеченный контекст дилеммы; в этой позиции клиенты узнают, как вообще получилось, что дилемма могла настолько подчинить себе их взгляд и силы.
По четвертой позиции мы различаем три вида процессов:
а)    круги почета (чтобы использовать ориентированное на решение и потому более уместное определение напрасных рецидивов, данное Гунтером Шмидтом),
б)   смещения симптомов и
в)    креативные шаги.

В случае отрицательной тетралеммы, используемой нами для ТЛР, не существует ни абсолютно правильной, ни последней позиции; она представляет собой схему бесконечного в принципе процесса нового развития. Каждый из пяти аспектов, как переход от блокированной ранее ситуации, может представлять собой локальный разрешающий шаг, но каждая из этих позиций может также принимать патогенную или застывшую форму. Тогда схема отрицательной тетралеммы представляет собой своего рода карту структуры внутренних процессов выяснения при наличии противоположностей, которая в блокированной ситуации всегда дает указания, позволяющие найти подходящую позицию для ориентированного на решение изменения.

Так как многие дилеммы, по-видимому, связаны с распределением открытых и скрытых лояльностей по отношению к родителям, часто происходит естественный переход к пониманию обеих первых позиций как родительского представительства; по аналогии с этим при удачном переходе к «и тому, и другому» возникает аналогия с принятием обоих родителей и тем самым с родительской семьей, а «ни то, ни другое» превращается, таким образом, в нынешнюю семью. При переходе от ТЛР к РП в четвертой позиции незамеченный контекст дилеммы часто оказывается аналогией со скрытой выгодой или будущей задачей РП.

Для расстановки подлинной темы (РПТ) требуется всего три заместителя (с надлежащими формами диссоциации она относительно легко интегрируется в индивидуально-терапевтический контекст). Этот вид расстановки можно понимать как частичную расстановку тетралеммы или проблемы.
Часто оказывается, что официальная тема клиента аналогична открытой лояльности по отношению к родителям, подлинная же тема — аналогична скорее скрытой лояльности по отношению к одному из родителей (структурный уровень меняется на СР!).
Расстановки религиозных полярностей (РРП) проясняют статус основных убеждений и «belief systems» в зависимости от ограниченных травматизациями доступов к основным религиозным позициям. Для этого мы используем возникшее во французской религиозной философии разделение основных убеждений по трем полярностям — любви, познания и долга (или порядка).

Эта форма расстановки, так же, как расстановка трансформации сути (РТС — форма расстановки, разработанная нами на основе восходящего к С. и S. Andreae и существенно модифицированного Зигфридом Эссеном метода трансформации сути в НЛП), оказывается особенно подходящей для того, чтобы продвинуться от формулируемых на языке к доречевым основам наших позиций, доступным скорее по телесным ощущениям.

В организационных расстановках (ОР) в используемой нами форме структурных расстановок применяются аналогии с образами семьи, ПР, РРП и аспекты ТЛР для системного консультирования предприятий и супервизии. При этом с помощью заместителей представляются как отдельные лица, так и коллективы, проектные группы, иерархические уровни, а также ценности и цели предприятия.

Организационные расстановки в узком смысле, где представляются частичные аспекты предприятия, могут давать указания на забытые перспективы и системные элементы, прекращать неправильное понимание последовательностей и принадлежности и показывать непризнание достижений и отдачи. Использование ПР в работе с организациями служит поиску ресурсов и интеграции, в то время как ТЛР могут применяться здесь скорее для разрешения конфликтов и обнаружения креативных условий контекста для новых решений. И, наконец, РРП в рамках ОР может служить для конструирования новых способов видения для фирмы и для ликвидации блокад, возникших вследствие проблематичной позиции по отношению к основным ценностям организации.

Организационные расстановки представляют собой особый случай смешанных символических расстановок, которые можно понимать как обобщение связи более абстрактных образов семьи с аспектами РП, РФЯС и ТЛР.

В расстановке классов знаков вместо темы клиента расставляются девять классов знаков по Чарльзу Сандерсу Пирсу и изменяются затем в образ-решение, где разные знаки находятся в хорошем контакте. При этом возникают интересные аналогии классов знаков, частей проблемы и семейных структур.

Силлогистические расстановки базируются на силлогистическом квадрате аристотелевской логики, то есть, в противоположность ТЛР, они используют стандартную логическую базовую структуру. Они служат прежде всего для выработки ощущаемого доступа к позитивным и негативным исключениям и обобщениям.

Политические расстановки, уже примерно с 1990 года используемые Зигфридом Эссеном, применялись нами, например, для рассмотрения югославского конфликта (1994). Эти расстановки находят применение в социально-психологической и педагогической сфере.

В супервизионных расстановках используется заместитель терапевта или консультанта, чье видение запроса его клиента становится здесь темой. В этих расстановках идет поиск надлежащей позиции консультанта по отношению к проблемной структуре клиента. Сам консультант рассматривается в расстановке как клиент.

В многоперспективных расстановках мы используем несколько «фокусов»; так, например, семья расставляется одновременно с точки зрения ребенка и одного из родителей, или проблема расставляется одновременно с точки зрения двух конфликтующих партий, например, в форме синхронной двойной тетралеммной расстановки. Здесь есть сходства с Paar-Parts-Party в духе Виржинии Сатир.

Расстановки решений, расстановки девяти полей и расстановки приближения к цели соединяют в себе методы расстановочной работы с идеями ориентированной на решение краткосрочной терапии по де Шазеру.

В основе расстановок конфликтов лежит концепция расстановок по недоразумению, которую мы используем для ответа на вопрос, почему в повседневной жизни постоянно не возникают эффекты, аналогичные расстановкам. Мы отвечаем на этот вопрос так: хотя такие эффекты и возникают постоянно, но они, как правило, нивелируются параллельным возникновением и отсутствием единого фокуса («шумы»). Но иногда контекстуальные условия в обычной жизни тоже заставляют человека оказаться на месте важного члена другой системы, что может привести к необъяснимому для всех участвующих лиц (и потому, как правило, быстро вытесняемому) поведению нескольких человек. Тогда расстановкой конфликта мы называем намеренную реконструкцию условий подобной расстановки по недоразумению; этот метод является в таких случаях действенным средством разрешения конфликта.

Наша концепция расстановки по недоразумению приводит к системно модифицированному пониманию проекции: вместо «структура А проецируется на структуру Б» в соответствии с этим должно быть: «другие, в особенности близкие люди втягиваются в пустые места вместо важных, часто исключенных лиц другой системы, которых начинают замещать».

В сценарных расстановках и тренинге креативности с помощью расстановок перестановки не ориентированы в первую очередь на решение. В гораздо большей степени они призваны показать множество верных осложнений экспозиции истории или динамики конфликта.
Особое преимущество работы с помощью системных структурных расстановок обнаруживается в расстановках со сменой структурных уровней. Они были объяснены выше на многих примерах; центральная идея заключается здесь в том, что сходства структур отношений в различных системах допускают смену интенционального уровня значений репрезентации (системный резонанс). Так, например, можно исходить из проблематичной модели действий и оттуда перейти к структуре психосоматических симптомов или родительской семьи или дать проявиться аналогиям профессиональных и личных моделей проблем. Таким образом обнаруживается множество незамеченных путей учиться у самого себя.

Интервенции, системное и образ человека

В качестве форм интервенций внутри расстановочной работы мы различаем постановочную работу (добавление забытых частей, изменение расположения частей), диагностические тесты (перестановки для прояснения действующих в системе деструктивных динамик) и работу энергии, информации или процесса (усиление связей между частями через прикосновение или зрительный контакт; работа печали, возврат перенятых чувств, вины или заслуг; ритуальный диалог). Следует четко различать грамматику шагов этих форм интервенций. Иерархия базовых принципов семейных расстановок, о переносе которых на несемейные контексты шла речь сначала, оправдана рассмотрением общих системных свойств. Так, примат равного права на принадлежность обеспечивает существование системы, поскольку исключение делает неясными границы системы. По аналогии с этим приоритет более поздней системы перед более ранней гарантирует возможность размножения данного вида систем. Признание более высокой степени участия важно для обеспечения «иммунных сил» системы в кризисных условиях.

В расстановочную работу могут быть интегрированы гипнотерапевтические и системные методы различных школ. На наш взгляд, мнимо резкое разделение различных терапевтических школ, называющих себя системными, можно преодолеть, если, с одной стороны, опробовать целесообразные сочетания форм разных школ и, с другой стороны, дать более широкое понятие системного вместо многих несовместимых характеристик. Мы предлагаем понимать системное как предикат смены аспекта; в соответствии с этим «системным» должен называться переход к позиции, где большая, чем раньше, область феноменов объясняется чертами общей динамики системного контекста, а не свойствами элементов системы.

Помимо требований, исходящих из познаний семейной расстановки, системная структурная расстановка ведет еще и к измененному образу человека. Она показывает, как самые разные уровни человеческого опыта и поведения могут пониматься в резонансе с моделями семейных отношений, но также (за рамками семейно-ориентированной точки зрения) и то, как другие виды моделей отношений могут вести к резонансам такого рода. Кроме того, она показывает тот способ, которым (говоря словами Бубера) бессознательное находится не в нас, а между нами. Мы рассматриваем системные структурные расстановки как подход, базирующийся на уважительном обращении с системным восприятием и понимающий этот вид восприятия как ссылку на бессознательное между нами.

Инза Шпаррер и Маттиас Варга фон Кибед

фрагмент книги “Практика семейной расстановки” (составитель Гунтхард Вебер)

 

 

 

You may also like...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *