Скажи проблеме, что у тебя есть Бог
Недавно, во время практики расстановки, мне пришлось в двух работах использовать ресурс Божественного. И по этому поводу есть мысли.
Для избавления от не-своего груза клиентам был нужен Ресурс. Ресурсу Рода клиенты не доверяли, поскольку Род допустил то событие, которые и было фокусом рассмотрения. Просто отдать не получалось, лояльность «младшего» требовала от клиентов продолжать нести груз, а с другой стороны было недоверие к родовой Системе за произошедшее.
И в первом, и во втором случае предки клиентов были православными людьми, поэтому я ввёл в Поле фигуру Божественного (Православие). Сами клиенты были крещенными, хотя формально они с церковью были мало связаны. Но поскольку само таинство Крещение уже приобщает человека к телу церкви и её Святых Даров, то такую фигуру в их Поле я посчитал уместной.
Хотелось бы отметить особенную энергию аспекта. Я человек не впечатлительный и слабые сигналы Поля часто игнорирую. В этом случае не почувствовать было сложно. Эффект был настолько сильным, что я, как ведущий, приостановил свои действие как наблюдателя и координатора процесса и преклонился перед присутствующей Силой, любое другое действие было неуместным. Только после некоторого времени я продолжил работу.
Во втором случае была введен аспект Богородицы. Здесь энергия была мягче, но тоже постоять в сторонке не удалось. По итогу работ удалось передать аспекту, ту не-свою ношу, что взяли клиенты; расстановки успешно завершились.
Но остались вопросы.
Предположительно, Божественное обладает абсолютным ресурсом. Но готов ли его «принимать» клиент? Несомненно, что Божественное присутствует в жизни человека всегда, Поле только актуализирует, конкретно проявляет это. Но, как я понял из этих работ, следует учитывать готовность клиента принимать наличие этого ресурса. Мне, как расстановщику и как культурологу, будет естественным вводить аспект Будды или Христа-Держателя Мира и Высшего Судью. А вот для клиента это не всегда очевидно и нормально. И при всей мощности и универсальности таких фигур, они могут быть не востребованы. В Поле фигура есть, а для клиента – её почти нет.
И ещё наблюдение. С Богом не стоит договариваться и торговаться. Любая такая попытка увеличивает дистанцию. Бог не устанет нас любить, но мы своей мелочностью и суетой забиваем фильтры восприятия Божественного. Как я понял, любое обращение к Богу – это священнодействие, в некотором смысле – праздник. И делать это следует с пониманием важности момента. Небрежность в этом деле умаляет нашу жизнь и нашу судьбу до уровня повседневной суеты. Вроде того, что молитва это что-то между чисткой зубов и сном.
С другой стороны, для меня этот расстановочный опыт, где я был даже не заместителем (представляю, как повезло этим людям), стал уникальным внутренним переживанием. Я человек предельно рациональный и храмы рассматриваю больше как здания, а не как места общения с Божественным. Но эта практика что-то изменила.
На следующий день я меня были дела в городе и так получилось, что времени оказалось с запасом. По дороге было место, где проходила воскресная служба (Выставка-ризница афонских икон, на Ярославом Валу). Я зашел посмотреть иконы на несколько минут, а как раз проходила служба, ну и простоял минут сорок, пока она не закончилась. И простоял, потеряв контроль времени.
Выводы таковы. Расстановки играют для клиента не только терапевтическую, но и духовную роль. При этом ресурс Божественного мощнее даже ресурса Рода. Особенно в случаях, когда в родоовой Системе много боли и страданий. Тогда мы иногда ставим фигуру «женщины (мужчины) Рода, которые были счастливы». Но это всё же собирательные и абстрактные фигуры. Они вводятся как предположение: раз был Род, то были и эти люди. Иногда срабатывает.
Бог – не абстракция, а конкретика. Если клиент готов, особенно в случае тяжелых и невыносимых ситуаций, где не одна фигура клиента, а несколько фигур, старших по иерархии, требуют к себе внимания и энергии, можно ставить фигуры Жизни, Эпохи, Времени. Такие макро-фигуры снимают сверх-ответственность с клиента и передают решение тяжелых ситуаций чему-то Большему. Часто такие действия помогают, но не всегда.
В сверхтяжелых случаях можно вспоминать о Боге как той фигуре, что вынесет и примет всё. Как писал Бродский: «Бог сохраняет все; особенно – слова прощенья и любви, как собственный свой голос».
Тем не менее, нужно избегать профанации. Не стоит в любых расстановочных ситуациях вводить фигуру Божественного, следует понимать эту тонкую грань между доверием и фамильярностью.
Еще один вывод. Было бы правильно организовывать и проводить расстановочные семинары, где изучался бы опыт взаимодействия с Божественным. Такая практика дает уникальный внутренний опыт, который придумать или подделать невозможно. И если фигура Мамы или Папы способна преобразовать клиента кардинально, то как же он изменится, «увидев» реальность Бога.
Как тут не вспомнить прекрасное высказывание: «Не говори Богу, что у тебя есть проблема, скажи проблеме, что у тебя есть Бог». Это ведь расстановочная ситуация: фигура Проблемы и фигура Бога. Клиент, используя Ресурс, поворачивается к проблеме и говорит эти самые слова.
Но есть важное дополнение: в картине мира человека должно быть место для Бога.
25.11.14