У узбеков нет иллюзий

  За эту, вынесенную в заголовок, знаменитую фразу (точнее, за состоящую лишь из неё телеграмму Выготскому в Москву) советский психолог Александр Романович Лурия в 30-е годы чуть было не сел как политический.

А дело-то не стоило и съеденной баланды: у обследованных Лурией по глухим кишлакам этнических узбеков действительно не было иллюзий. Оптических. Ну, там, отрезки всякие со стрелками, кружочки, штриховка вдоль и поперёк – знаете, наверное. Когда при измерении линейкой, например, отрезки равны, а на взгляд кажутся разными. Не казались они узбекам разными, не казались, хоть ты тресни.

При этом биологически узбеки – те же homo sapiens, что и эскимосы, немцы, русские или папуасы. Значит, зрительный аппарат устроен и работает у всех одинаково (проверено учёными). Значит, дело не в устройстве или работе зрительного аппарата.

Кстати, ещё одна иллюзия отсутствовала у жителей кишлаков: фотографические портреты (в те далёкие времена – исключительно чёрно-белые) они не воспринимали как изображения человеческих лиц, тем более не сопоставляли с физиономиями конкретных людей. Это тоже установил Лурия.

Из этого, между прочим, следуют очень любопытные культурологические выводы, а именно:

-Оптические иллюзии обусловлены культурными кодами
-То, что фотопортрет репрезентирует человеческое лицо, – иллюзия

(Именно к последнему выводу отослал Пикассо некоего обывателя, упрекнувшего художника в том, что тот изображает не реальность, а чёрт те что. Обыватель показал Пикассо фото своей супруги и заметил, что уж тут-то, в отличие от Пикассовой мазни, человек таков, каков на самом деле. А Пикассо удивлённо спросил: “Что, такая же маленькая и плоская?!”)

Все заявления о том, что банальная фотография в наше время заменила искусство художника-портретиста, снимаются тем доводом, что без создания поколениями и поколениями этих самых портретистов современной системы культурного кодирования фотография не изображала бы ровным счётом ничего. Как в 30-е годы она ничего не изображала для узбеков. Фотографы пользуются тем, что придумали художники. Фотографию создали художники, а вовсе не физики.

Интересно, связано ли отсутствие фотоиллюзии у узбеков с тем, что в их исламской культуре, не тронутой, вследствие глухости кишлаков, вторжением иных культур, существует запрет на делание себе кумира и изображения его?

Мда. Как писал Деррида, фактически, нет никакого мира вне текста. Нет изображения вне системы кодов, обобщу я. Для европейца изображение человека – след фотонов на фотоплёнке, для собаки изображение собаки – след собачьей мочи на столбе, для медведя изображение медведя – след когтей на дереве. Собака и медведь видят портрет собаки и портрет медведя, но для них он не является изображением. Так, совокупность пятен.

И наверное, у узбеков, всё-таки, есть иллюзии. Свои, кишлачные, исламские, неисследованные европейцами и обусловленные собственной системой культурных кодов, характерной для глухих узбекских кишлаков.

Сергей Алхутов

alchutoff

 

Ещё статьи на эту тему:

Стэнфордский эксперимент Зимбардо

Третья волна

Эксперимент Стэнли Милграма

 

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *