Зигмунд Фрейд, Пьер Жане и множественные личности

Человеческой личности присуща целостность – непрерывность сознания, памяти, чувства собственной идентичности. Однако в психиатрической литературе описано множество случаев, когда сознание как бы расщепляется и вместо одной личности появляются две, три и более. Действительно ли в человеке таится множество личностей, или же это результат самовнушения либо внушения, а может быть, всего лишь театральная игра, смена масок? Тем не менее проблема так называемых диссоциативных расстройств существует и широко обсуждается среди профессионалов.

У них разные воспоминания и жизненный опыт, потребности, желания и умственные способности, голоса и походки. Иногда они жить друг без друга не могут. Иногда им не о чем говорить друг с другом. И в том и в другом случае им не расстаться. Они часть одного человека. Они его я.

Случаев, когда то ли человек разыгрывал различные роли, то ли в нем действительно сосуществовало несколько я, описано много. Что это – страсть к игре, мистификации или в человеке могут скрываться личности, которые при определенных условиях вырываются из заточения и начинают действовать?

ПСИХАСТЕНИКИ И ИСТЕРИКИ

Первые глубокие исследования расщепления человеческого сознания были проведены французским психологом и психиатром Пьером Жане в восьмидесятые годы XIX века. Жане заметил, что больные, которых он называл психастениками, часто приписывают свои ощущения другим людям. “У моего мужа ужасно болит голова”, – говорит женщина, которую замучила мигрень. Человек заявляет, что он не видит дерева, но знает, что его видят другие, и правильно его описывает. У него бесконечные сомнения в том, что с ним произошло, но нет полной потери памяти. У него навязчивые идеи, но он понимает их нелепость. Ни в чем не идущее до конца расстройство личности – общий закон психастении. Жане сравнивал психастеников с истериками, у которых все доведено до крайности. Психастеник помнит о неприятном событии, но говорит, что оно произошло не с ним, а с кем-то другим. Истерик полностью о нем забывает. Полностью ли?

Двадцатилетняя девушка в сомнамбулическом состоянии несколько раз убегала из дома. Когда припадок заканчивался, она ничего не помнила и не могла рассказать, куда и зачем уходила. Однажды, когда внимание девушки было чем-то отвлечено, Жане вложил в ее правую руку карандаш, и она начала автоматически писать, не сознавая, что делает: “Я ушла из дома, потому что мама обвиняет меня в том, что у меня есть возлюбленный, а это неправда. Я не могу с ней больше жить. Я продала свои драгоценности, чтобы заплатить за билет. Я села на поезд”. Девушка подробно описала свой побег, хотя она продолжала утверждать, что ничего о нем не помнит.

В другом случае человек с параличом обеих ног в сомнамбулическом состоянии перепрыгнул с одной крыши на другую. Человек, который ничего не видит, в сомнамбулическом состоянии или с помощью автоматического письма точно описывает предметы, которые перед ним находятся.

Некоторые психоаналитики считают, что, если у истерика причиной невроза стало написанное им письмо, рука, которая это письмо писала, может оказаться парализованной. Если причина невроза в чем-то увиденном, глаза, увидевшие то, что потрясло человека, могут полностью или частично потерять способность видеть. Язык, произнесший слова, которые говорить не следовало и за которые теперь приходится расплачиваться, может опухнуть. Врач-психоаналитик стремится, чтобы больной осознал, какая психическая травма стала причиной его заболевания. Тогда произойдет катарсис, и болезнь отступит.

В 1889 году, за четыре года до публикации статьи Йозефа Брейера и Зигмунда Фрейда, в которой был изложен основной принцип психоанализа, Жане описал лечение пациентки Мари, утверждавшей, что ее левый глаз ничего не видит с самого рождения. Жане внушил ей, что она пятилетний ребенок. Оказалось, что Мари прекрасно видит обоими глазами. Это наводило на мысль, что Мари потеряла зрение не раньше шести лет. Тогда Жане начал искать причину слепоты и выяснил, что однажды девочку, несмотря на ее слезы и протесты, уложили спать рядом с ребенком, у которого левая половина лица была покрыта сыпью. В течение нескольких лет после этого случая лицо Мари периодически покрывалось сыпью. Когда сыпь окончательно исчезла, левая сторона лица потеряла чувствительность, а левый глаз – способность видеть. Жане загипнотизировал Мари и внушил ей, что у ребенка нет никакой сыпи. Мари обняла воображаемого ребенка, чувствительность левой стороны лица у нее восстановилась. Слепота прошла.

Психастеник пытается отделить некоторые свои ощущения от своей личности. Он не способен от них освободиться, но они становятся для него чужими. Истерик прячет ощущения, которые не может перенести, в бессознательное (Жане предпочитал слово “подсознательное”, приводившее Фрейда в ярость). Сознание расщепляется. От него откалываются некоторые психические элементы, которые объединяются и начинают жить своей самостоятельной жизнью. Возникает второе Я.

ТРИ ЛИЦА ЕВЫ

В 1954 году в “Журнале социальной патопсихологии” была опубликована статья Корбета Тигпена и Харви Клекли “Случай множественной личности”, посвященная женщине с тремя я. Через три года вышла и стала бестселлером книга тех же авторов “Три лица Евы”. Впоследствии выяснилось, что в Еве (на самом деле ее звали Кристиной Сайзмор) пряталось еще много других я. О них сама Кристина рассказала в своей книге “Я – Ева”.

В 1957 году американский режиссер Наннали Джонсон снял фильм “Три лица Евы”. Джоан Вудворд получила “Оскар” за исполнение главной роли. Сейчас можно посмотреть и документальный фильм с участием Крис Сайзмор, адресованный врачам, студентам, пациентам и членам их семей.

Интерес широкой публики к истории Евы понятен. В шестидесятые-семидесятые годы XX века произошли изменения в общественном сознании. В кино, театре, литературе публика хотела видеть “лицо из толпы”. Таинственное, загадочное спрятано в каждом. Множественные личности не редкость. Их надо уметь разглядеть.

Психоаналитику Корнелии Вильбер удалось выманить из своей пациентки Сибил 16 скрытых личностей. Марсия появляется, когда Сибил приходит в ярость, которую вынуждена сдерживать. Марсия дружит с Ванессой. У них схожие интересы. Они любят путешествовать, ходить в театр и на концерты, рассматривать исторические достопримечательности и покупать хорошие книги. Викки отделилась от Сибил в три с половиной года. Она знает все о Сибил и ее психических травмах и ощущает себя ее защитницей. Она утверждает, что мать Сибил не ее мать. Черноволосая и голубоглазая Пегги Лу тоже думает, что мать Сибил не ее мать. Она уверена в себе и полна энтузиазма, но у нее много страхов. Она боится крови, холода и снега. Музыка причиняет ей боль. Два мужских Я Сибил – Сид и Майк. Сид ассоциируется с отцом Сибил. Он так же хорош и так же ничего не знает о том, как мать издевается над Сибил. Майк ассоциируется с дедом. Он так же силен и так же агрессивен.

Крупный специалист по гипнозу Герберт Спигель занимался лечением Сибил в отсутствие Корнелии Вильбер. Он пришел к заключению, что Сибил – легко внушаемая истеричка, а все ее скрытые личности – не более чем результат врачебного внушения. Вильбер присваивала имена не новым Я, а определенным эмоциональным состояниям своей пациентки. Сибил видела фильм “Три лица Евы”. Она чувствовала, чего от нее добиваются, и блестяще играла свою роль. Когда Спигель сказал, что диагноз неточен, Вильбер возразила: “Но если мы не назовем это множественной личностью, у нас не будет книги!” Издатели знали, что книга о множественной личности пойдет нарасхват. И доктор Вильбер не обманула их ожиданий.

Журналистка Флора Шрайбер написала книгу “Сибил”, которая была опубликована в 1973 году. В 1976 появилась ее телевизионная версия. Салли Филд получила премию “Эмми” за исполнение роли Сибил, молодой женщины, у которой новые Я возникали как способ защиты от жестокой психически больной матери. Любопытно, что роль психотерапевта сыграла Джоан Вудворд.

ЧУЖОЙ В ЗЕРКАЛЕ

В отличие от множественных личностей XIX – начала XX века, в случаях Евы и Сибил о переселении душ речь уже не шла. Никакой мистики. Врачи выявили психическое расстройство, на которое раньше не обращали должного внимания. В 1987 году заболевание множественной личности было внесено в “Диагностическое и статистическое руководство по психическим заболеваниям” Американской психиатрической ассоциации. В 1998 году 24 клиники в США специализировались на лечении множественных личностей.

“Чужой в зеркале. Диссоциация: скрытая эпидемия” – так называется вышедшая в США осенью 2000 года книга Марлен Стейнберг и Максин Шналь. Если человек смотрит в зеркало и с трудом узнает себя, если он затрудняется вспомнить, действительно ли он совершил какой-то поступок или только подумал о нем, у него признаки расщепления сознания. По словам авторов, от этого только в Северной Америке страдают около 30 миллионов человек, но они об этом не подозревают и ничего не делают для того, чтобы исправить положение. Речь идет вовсе не о том, что 14 процентов всего населения Америки психически больные люди. Элементы диссоциации могут быть обнаружены у людей, которых самая строгая медицинская комиссия признает абсолютно здоровыми. Расщепление сознания – универсальная защитная реакция на стресс и события, представляющие угрозу для жизни. Оно может проявляться в виде необоснованной тревоги или депрессии. Разрабатываются методики и тесты, с помощью которых каждый может сам проверить себя, обнаружить у себя симптомы диссоциации и избавиться от них.

МНОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИЧНОСТИ И ДЕТСКИЕ ТРАВМЫ

В то время как большинство психиатров не сталкивались со случаем множественной личности ни разу за всю свою жизнь, после появления книги “Сибил” некоторые врачи обнаруживают в своих пациентах расщепление сознания десятки раз в год. Так, Ричард Клафт сообщил в 1982 году, что только в его практике было 130 множественных личностей.

Далеко не все психиатры верят в существование множественных личностей, и почти у каждого из тех, кто верит, свое представление о механизме расщепления сознания и о том, как следует ставить диагноз. Но в одном большинство сторонников существования множественных личностей сходятся. Причина расщепления сознания состоит в подавлении воспоминаний о перенесенной в детстве травме.

Ребенок не может без последствий переносить издевательства и насилие. Все их следы вытесняются в бессознательное. Пробуждается второе Я с прошлым, свободным от мучительных воспоминаний. Согласно опубликованным в США в 1986 году данным Национального института психического здоровья, 97 процентов множественных личностей вспоминают о двух перенесенных в детстве психических травмах.

Конечно, не стоит думать, что психиатры намеренно внушают своим пациентам воспоминания о событиях, которые никогда не происходили. Многочисленные эксперименты показывают, что самые разнообразные искажения памяти возникают очень часто и по вине лечащих врачей, и без их участия. Множественные личности в своем большинстве отличаются повышенной самовнушаемостью. Хелен Смит, так называемая “ясновидящая из Женевы”, которую исследовал швейцарский психолог Теодор Флурнуа, “вспоминала”, как она путешествовала по Марсу и была Марией Антуанеттой. Многие истерички рассказывают о том, как их насиловали. Причем в роли насильника иногда оказывается человек, которого “потерпевшая” видела только на экране телевизора.

СО-СОЗНАНИЕ И ПЕРЕМЕЖАЮЩИЕСЯ ЛИЧНОСТИ

Для того чтобы разобраться в характере второго сознания, американский невропатолог Мортон Принс (1854-1929) занялся изучением автоматического письма. При этом пишущий не имеет ни малейшего представления о том, что он пишет. Чтобы узнать об этом, ему необходимо прочитать написанное.

Можно предположить, что существует сознание № 1, которое ничего о написанном не знает, и сознание № 2, которое писало. В большинстве случаев при автоматическом письме человек погружается в полудремотное состояние. Он ничего не видит, кроме лежащего перед ним листа бумаги. В нем бодрствует сознание № 2, у которого Принс спросил: “Что случилось с № 1?” Ответ был: “Он заснул”. Если в это время уколоть человека в руку, сознание № 1 никак не прореагирует, а сознание № 2 ощутит боль.

Итак, когда одно сознание исчезает, другое пробуждается. По словам Принса, речь здесь идет не о подсознательной деятельности, а о перемежающемся сознании или о перемежающейся личности. Правильнее говорить не о подсознательном или бессознательном, а о сосознательном.

Во времена Жане и Принса многим ученым казалось, что скоро все психологические понятия и описания удастся свести к физиологическим. Наука имеет дело с причинно-следственными связями между явлениями, которым можно дать точные определения и количественные характеристики. Но как дать точное определение гнева, страха, любви? И в наши дни продолжаются попытки свести психологию к физиологии. Как заметил датский философ Харальд Гёффдинг, психологию хотят уничтожить, чтобы сделать из нее науку.

“Мыслить анатомически там, где речь идет о психиатрии, – значит не мыслить вообще”, – говорил Жане. Для него вопрос о психологическом автоматизме был тесно связан с вопросом об отношениях души и тела, мыслительной деятельности и мозга. Всегда ли происходящие в мозгу физиологические процессы сопровождаются психическими?

“Конечно, можно сказать, что сомнамбула – просто заводная кукла, но в таком случае придется сказать то же самое обо всех живых существах”, – писал Пьер Жане.

Споры о том, Фрейду или Жане принадлежит приоритет в открытии роли бессознательного в психической жизни, начались задолго до того, как психоанализ получил почти всеобщее признание. Ясно, что Жане очень хорошо понимал значение бессознательного. Он был очень близок к Фрейду в понимании роли травм в возникновении неврозов, но он пошел иным путем, чем Фрейд, и сосредоточился на проблеме расщепления сознания.

Фрейд произвел революцию в психологии. Он стремился строить психоанализ как естественно -научную дисциплину и находил порой убедительные объяснения ошибкам, оговоркам, провалам памяти, но придавал им значение законов физики. Все можно рассчитать и предвидеть. Снова мы имеем дело не с человеком, а с заводной куклой, которую отказывался принять Пьер Жане.

ОТВЕЧАЕТ ЛИ ОДНО Я ЗА ПОСТУПКИ ДРУГОГО?

“Теэтет спящий не совсем то же самое, что Теэтет бодрствующий, Алкивиад пьяный не совсем то же самое, что Алкивиад трезвый. И я пятидесятилетний не совсем тот Стивен, каким был в пять лет”, – говорит Стивен Кларк, профессор философии из университета Ливерпуля.

“И, однако, какая разница между мною, когда я погрузился в сон, и мною же, когда я стряхнул его с себя! Где в это время был разум?.. Закрывается ли он вместе с глазами? Засыпает ли вместе с телесными чувствами?” – спрашивал в конце V века в своей “Исповеди” Аврелий Августин.

Врач в шекспировском “Макбете” поражается поведению леди Макбет. Она получает блага сна и в то же время ведет себя так, точно бодрствует. Какие, собственно, блага дает сон? Во сне человек не отвечает за свои поступки. Во времена Шекспира еще не было понятия “множественной личности”, но, по существу, великий драматург предвосхитил вопрос: отвечает ли одно из Я множественной личности за те поступки, которые совершают другие Я той же личности?

В 1977-1978 годах поблизости от Лос-Анджелеса было обнаружено десять нагих женских тел. Все жертвы были изнасилованы, а затем задушены. Адвокат обвинявшегося в убийствах Кеннета Бианки заявил, что его подзащитный не отвечает за совершенные им преступления, так как он психически больной человек – множественная личность. Эксперты защиты загипнотизировали Бианки и выяснили, что в нем сосуществуют Стив, признавшийся в убийстве, и Билли, взявший на себя ответственность за воровство и подлоги. Эксперты обвинения настаивали на том, что Бианки симулирует потерю памяти. Их доводы оказались более убедительными для суда.

Психолог Николас Спанос провел опыты, показывающие, что человек, которого гипнотизируют, в большинстве случаев будет вести себя, как множественная личность. Трудно сказать, было ли поведение Бианки сознательной симуляцией или он просто шел по пути, на который его направляли эксперты-гипнотизеры. Опять речь идет о влиянии врача. Но, может быть, Жане, Принс и их последователи ошибались и никаких множественных личностей в природе не существует?

Существует известное изображение, называемое  кубом Неккера. Вы видите перед собой то один кубик, то другой. Рисунок может быть истолкован по-разному, но речь идет не об ошибке, не об обмане зрения. Бессмысленно спрашивать, какой куб правильный. Собственно говоря, никакого куба не существует, а есть лишь плоский рисунок, то есть знак, предлагающий нам вообразить куб. Но какой именно? Никаких указаний нет. Человек не может оставаться в состоянии неопределенности. Он делает выбор. А через некоторое время меняет его. Когда в напечатанном слове пропущена буква, читатель сам добавляет ее, часто этого не замечая. Он не останавливается и не задумывается над ошибкой, а меняет все так, чтобы слово приобрело смысл. Человек идет в темноте по лесу, ему страшно, он принимает сухую ветку за страшного зверя. Странствования по лабиринту памяти бывают ужаснее, чем блуждания по лесу. Здесь еще больше тревожащей неопределенности. Человек собирает всплывающие в его сознании клочки воспоминаний и домысливает их.

Не только психастеник, любой человек пытается взглянуть на себя со стороны и задним числом “меняет” мотивы своих поступков. Не только истерику свойственно забывать о неприятных вещах или, наоборот, изобретать события, которые никогда не происходили в действительности. Человеческая психика фрагментарна. Она строится из большого числа кубиков, каждый из которых воспринимается по-разному, в зависимости от воздействий, оказываемых на человека его окружением и поступками.

Бихевиоризм объясняет поведение человека с помощью изучения отношения “стимул – реакция”. При таком подходе естественно ожидать, что более интенсивный стимул вызывает более сильную реакцию. Отсюда – представление о том, что глубокие изменения личности всегда являются следствиями тяжелых потрясений и расщепление сознания почти неизбежно связано с травмами, полученными в детском возрасте.

В шекспировском “Генрихе VI” герцог Глостер говорит, что способен превзойти хамелеона в игре красок и может менять свой облик, как Протей. Такие утверждения вполне естественно слышать от человека, перенесшего не одну психическую травму. Глостер страдает от комплекса неполноценности, заставляющего его мечтать о королевской короне. В нашем мире шекспировские страсти бушуют редко, но оказывается, что, хотя люди упорно держатся за свои привычки, пристрастия, предубеждения, во многих случаях они меняют свое поведение и отношение к другим людям под влиянием ничтожных причин. По словам известного американского психиатра Роберта Лифтона, современному человеку свойственны “протеевский” стиль и постоянные эксперименты над собственным Я. “Протеевский человек” непрерывно меняется. Его поступки непоследовательны и нелогичны. Нередко он стремится к двум исключающим одна другую целям. Герой греческого мифа мог обрести человеческую внешность, только будучи закованным в цепи. Современному человеку труднее всего оставаться самим собой. Он играет роль, выбранную под воздействием воспитания и принятых в обществе стандартов.

Если обстоятельства вынуждают человека говорить неправду о том, что с ним произошло, он переоценивает случившееся и сам начинает верить своим словам. Поклонник, убежденный, что его кумир не может быть не прав, старается во всем походить на него, меняет для этого свои взгляды и поступки и таким образом избегает диссонанса. Очень просто создать ситуацию, в которой большинство людей ради выполнения приказа готовы проявлять жестокость. Филип Зимбардо, бывший одно время президентом Американской психиатрической ассоциации, поставил в Стэнфордском университете знаменитые эксперименты. Одним испытуемым предлагалось сыграть роль тюремных надзирателей, другим – заключенных. И в том и в другом случае люди быстро забывали о своих убеждениях и нравственных принципах. Те, кому достались роли надзирателей, вели себя как садисты, а те, кто исполнял роли заключенных, покорно подчинялись своей участи и даже забывали о том, что в их власти прекратить мучительный эксперимент.

Люди, меняющие под воздействием обстоятельств свое поведение и мысли, не превращаются тут же в множественные личности. У них нет расщепления сознания и провалов памяти. Их мятущееся Я приспосабливается к меняющимся обстоятельствам, но не разрушается. Для того чтобы возникла множественная личность, необходимы особые условия. Очень трудно проверить, какое место занимают в них психические травмы. С одной стороны, без них не обходится детство почти ни одного человека. С другой – попытки установить связь между пережитыми много лет назад потрясениями и расщеплением сознания связаны с сильным воздействием на психику. В действительности речь часто идет не о воссоздании пути, который привел к возникновению множественной личности, а о изобретении конструкции, которая ее “объясняет” даже тогда, когда нет достоверных доказательств расщепления сознания. Человек мучается от неопределенности своего положения. У него нет опоры в прошлом (ведь у множественной личности прошлое не одно). Будущее тоже не предвещает ничего хорошего. “Понимание” того, что произошло, достигнутое с помощью врача или какой-нибудь системы тестов, вряд ли несет с собой спасение. Наоборот, признание расщепления сознания может стать первым шагом к разрушению личности. Оно лишает человека веры в свои силы. Он попал в ситуацию, из которой ему уже не выкарабкаться без посторонней помощи. Десятки миллионов людей могут обнаружить у себя то, что некоторые психиатры выдают за симптомы множественной личности, но стоит ли им втягиваться в игру, в которой человек постепенно теряет свою индивидуальность и самостоятельность?

БРУКЛИНСКАЯ ЗАГАДКА

(история Молли Фэнчер)

Молли Фэнчер называли “психологическим чудом XIX века”. По словам знаменитого французского психолога и психиатра Пьера Жане (1859-1947), ее случай содержит “много поистине замечательных и интересных фактов”.

Молли Фэнчер родилась 16 августа 1848 года. Ей было два года, когда семья переехала в Бруклин. Молли была впечатлительным и печальным ребенком. В раннем детстве ей пришлось перенести несколько психических травм: смерть матери, повторную женитьбу отца, разлуку с ним. Врач посоветовал ей заняться верховой ездой для укрепления здоровья. 19 мая 1864 года она была сброшена лошадью, ударилась головой о камень, сломала несколько ребер, потеряла много крови. Летом 1865 года Молли возвращалась домой на конке. Когда она выходила из вагона, кондуктор слишком рано дал сигнал к отправлению. Кринолиновая юбка зацепилась за вагон, который протащил Молли по булыжной мостовой целый квартал. Шестнадцатилетняя девушка оказалась прикованной к постели, в которой оставалась до конца жизни – 51 год.

17 февраля 1866 года Молли Фэнчер потеряла зрение, через два дня – слух. Прошло еще три дня, и она снова видела, слышала и говорила в течение получаса. Семь недель она не прикасалась к пище, после чего съела крекер и выпила ложку пунша.

Прикованная к постели, Молли была чрезвычайно активна. Она вышивала, делала из воска фигурки и цветы, вела дневник и за девять лет написала более 6500 писем. И вдруг Молли призналась, что у нее возникают странные мысли и чувства. Восковые цветы стали ей противны. Ей казалось, что делала их не она, а кто-то другой. Человек, который уже умер. Затем наступил момент, когда Молли будто и в самом деле умерла, а ее место заняла другая женщина, которая ничего не помнила о событиях последних девяти лет. Потом появились еще четыре я, каждое из которых получило свое имя.

Если раньше в 11 часов вечера Молли обычно засыпала, то теперь в это время она входила в транс. В ней пробуждалась личность по имени Идол, враждебная ее дневному Я и портившая или прятавшая ее вышивки. Солнечный луч (это имя получило дневное Я) и Идол писали друг другу письма, причем почерки у них были разными. Розовый бутон, личность, появлявшаяся изредка с 1875 года, вела себя, как семилетняя девочка. Перл (жемчужина) была воплощением духовности. Она вела себя, как прелестная девушка семнадцати-восемнадцати лет. Руби была непохожа на Перл. Это было чрезвычайно энергичное, остроумное существо. Она вспоминала о несчастье 1864 года, но не об инциденте 1865 года.

Молли Фэнчер привлекала к себе внимание публики. Одни утверждали, что Молли ясновидящая и обладает уникальными экстрасенсорными способностями, другие не сомневались, что она всех обманывает. В 1878 году известный невропатолог Джордж Бирд (1839-1883) (тот самый, который ввел в медицину понятие “неврастения”) опубликовал статью “Научные уроки случая Молли Фэнчер”. Бирд пришел к выводу, что речь идет о вызванной травмой истерии. Проблему множественности личностей Бирд проигнорировал. Его задачей было покончить с верой в пророческие способности Молли. Тщательное ее обследование с участием крупнейших ученых так и не было проведено.

ЯСНОВИДЯЩАЯ ИЗ ЖЕНЕВЫ

В 1894 году известный швейцарский психолог и философ Теодор Флурнуа (1854-1920) познакомился с тридцатитрехлетней продавщицей, которую он в своих публикациях называл Хелен Смит. Хелен, с 1892 года участвовавшая в спиритических сеансах, утверждала, что в прошлой жизни она была Марией Антуанеттой. В состоянии транса Хелен с поразительным правдоподобием разыгрывала сцены из жизни казненной французской королевы.

В другом цикле перевоплощений Хелен была дочерью арабского шейха, вышедшей замуж за индийского раджу. Она вставляла в свою речь санскритские слова, говорила о событиях, происходивших в Индии в XV веке, так, словно была их свидетельницей.

Наконец, Хелен Смит поведала о своей прошлой жизни на Марсе, подробно обрисовав тамошних обитателей, их дома, быт, животных, приводила образцы марсианской письменности. Она занялась живописью и писала картины из марсианской жизни.

В 1900 году вышла книга Флурнуа “От Индии до планеты Марс”. В ней утверждалось, что марсианский язык Хелен Смит – искаженный французский, что арабские изречения позаимствованы у домашнего врача семьи Смит, изучавшего арабский язык, и что исторические сведения (порой ошибочные) взяты из одного старого исторического труда. Все рассказы о перевоплощениях были связаны с неосуществившимися мечтами, с воспоминаниями о прочитанном и пережитом в возрасте от 12 до 16 лет.

Книга Флурнуа имела сенсационный успех, но доводы швейцарского ученого показались убедительными разве только другим психологам, которые и без того ни в ясновидение, ни в перевоплощение не верили, а Хелен Смит приобрела множество поклонников и среди них богатую покровительницу из Америки.

Е. ГОЛЬЦМАН

НАУКА и ЖИЗНЬ