Архетип Медузы Горгоны – застывшей любви и женственности

Имя Медузы Горгоны давно стало метафорой такой женской стороны, которая характеризуется злостью, бесчувственностью, коварством, хладнокровием, не красивой и не приятной стороны женского.

Медуза Горгона известна большинству как чудовище со змеями вместо волос, от взгляда которой каменеет всё живое. Образ ужасной женственности воплощен в ней и перекликается с такими сказочными персонажами как Бабя Яга, Снежная Королева, Ведьма, Дракон.

Все эти героини находятся на задворках миров: в далёкой пещере, в заколдованном лесу, на окраине королевства, в замороженной стране как и не «красивая» сторона женского оказывается на «задворках» психики, не выставляется напоказ, прячется в глубинах бессознательного, в тени. Откуда же происходит эта зловещая часть женского и гранью какого комплекса она является?

Медуза Горгона не всегда была ужасным чудовищем, убивающим всё живое. Она рождена прекрасной златовласой морской титанидой, самой красивой из трёх дочерей титанов Кето и Форкия. Свободная и прекрасная Медуза вместе со своими сёстрами жила в морской стихии, не зная бед. Драма Медузы начинается тогда, когда в неё влюбляется Посейдон и берёт её силой в храме богини Афины. Афина, разгневанная тем, что её храм осквернен, беспощадно наказывает именно Медузу, так как не властна над Посейдоном. Афина не только превращает прекрасную титаниду в чудовище со змеями вместо золотых волос, но и помогает Персею убить её, прячущуюся в пещере.

Прекрасная часть женского жила в Медузе Горгоне до её встречи с Посейдоном и Афиной. Жизнь в морских просторах можно сравнить с эмоционально-чувственной стороной психики. Находясь в контакте с ней можно быть раскрепощенной, не связанной страхами, свободной в проявлениях чувств — это состояние любви, доверия, «девственности» психики, когда красота, женское очарование свободно выражаются и предъявляются. Богиня любви Афродита и Медуза Горгона изначально связаны одной стихией — водой, они обе рождены в ней и обе являются состоянием прекрасной женственности и любви. По сути, Медуза Горгона — это ипостась Афродиты, отщеплённая в результате насилия, которая становится частью комплекса застывшей любви и женственности.

Комплекс Медузы переживается как затруднение в проявлении чувств и одновременно как сильное желание любить и доверять, что часто не осознаётся. Он встречается и у мужчин и женщин, страдающих от отсутствия отношений или их регулярного разрушения. Человек с комплексом Горгоны «убивает» любовь своей эмоциональной холодностью, отстранённостью, безразличием к своим переживаниям и чувствам партнёра. Этот комплекс выражается в избегании глубоких эмоционально-чувственных отношений с другим. Так как он характерен для патриархального мира, то не редко звучит в гомофобии, когда отвергнутое женское обретает форму преувеличенного мужского, когда чувственность, эмоциональность обесценивается и проецируется на другого как нечто ужасное. Комплекс Медузы всегда есть в войнах, где человеческое приносится в жертву «окаменевшим идеям». «Горгона войны» убивает прежде, чем может состояться контакт и компромисс.

Юнг писал, что противоположностью любви является безразличие. В хладнокровии Медузы находится нелюбовь как окаменевшая любовь. Крайние формы существования в психике комплекса Горгоны — это психопатическое безразличие к другому, приводящее к насилию в различных видах. Этот комплекс может охватывать целые поколения, государственные системы, в которых человеческая жизнь не представляет ценности.

Но как и любой комплекс начинается с травмы, так и миф о Горгоне начинается с трагедии. После встречи с Посейдоном, которого влечёт красота и свобода юной титаниды, Медуза сталкивается с насилием, которое меняет её на полную противоположность. А в результате отвержения Афиной, её травмированная женственность навсегда оказывается в оковах. Медуза Горгона становится ужасным хладнокровным чудовищем со змеями вместо волос, с покрытым чешуёй телом, острыми когтями и взглядом, превращающим в камень всё живое.

Такой «встречей с Посейдоном» в психике может стать тяжелая травма, после которой любовь и женственность подавляются и будто застывают внутри в виде комплекса Горгоны. Этот архетипический комплекс разворачивается особенно ярко, если человек в детстве пережил опыт эмоционального и физического насилия, отвержения, жил в атмосфере безразличия, холодности, в которой не было достаточно места безопасному проявлению чувств. В самых тяжелых случаях — это опыт физического и сексуального насилия, который становится серьезным препятствием доверию и выражению любви в дальнейшем. И тогда любовь в душе существует не как живое переживание, а как застывший образ — архетип. Встреча с аффектом значимого другого, связанного с насилием, как встреча с Посейдоном или же с холодной отвергающей Афиной превращают любовь ребёнка в ужас и страх, а внутрипсихическую Афродиту в Медузу Горгону.

Пара Посейдон-Афина представляют разные стороны препятствия на пути любви. Посейдон — сильный аффект, не поддающийся контролю Эго, существующий во внутреннем мире как неуправляемый гнев, способный всё разрушить. А подавляющая Афина заключается в страхе перед наказанием за проявление чувств и эмоций. Цикличность этого комплекса состоит в том, что любовь может быть выражена только в виде гнева, который её убивает прежде, чем она появится. Как взгляд Горгоны превращает в камень всё живое до контакта с ним.

Посейдон вносит в этот комплекс раскол, а Афина запирает женское в оковы ужасного. Сама Афина, являясь богиней — девственницей, символом мудрости, представляет собой другую грань женского в психике, которая не предполагает чувственной спонтанности, эмоциональной свободы и женского соблазнения. Она сама лишена их, рожденная из головы Зевса, обреченная быть дочерью Отца и поддерживать его иерархию, порядок, законы, его патриархальный мир. Можно предположить, что Афина и Медуза являются в психике конкурирующими, часто взаимоисключающими качествами женского. Мудрость и сдержанность Афины более характерны для современной патриархальности, чем свободная чувственность Медузы. Интересно, что Афина хочет получить голову Медузы как трофей от Персея, чтобы носить её на своем щите. Это может символизировать силу, заключенную в «ужасной» стороне женского, которая является и убийственной и содержащей энергию одновременно, отвергаемую патриархальным миром и так необходимую ему.

Драма Медузы развивается по сценарию трансформации, преобразования одного в другое, рождения нового. После отрубания головы Медузы Горгоны Персеем, её кровь приобретает качество живой и мёртвой воды, которую первый мифологический врачеватель Асклепий использует для лечения людей. Из её тела вылетает крылатый конь Пегас, ребенок Медузы и Посейдона – дух творческой свободы. Персей с помощью головы Медузы спасает свою возлюбленную – прекрасную Андромеду, прикованную к скале. Афина же получает трофей, который потом носит постоянно на своём щите — голову Медузы Горгоны — теневую часть патриархального мира.

Как в этом мифе, так и в психике энергия не исчезает. Она преобразуется. Эта горгонья, ведьменьская часть женского, порождающая страх и ужас, холодная и беспощадная несёт в себе огромную энергию застывшей любви. Однако, это самый не лёгкий путь любви, который можно себе представить. Ведь взгляд Медузы, от которого всё становится окаменевшим исключает возможность контакта. Только тогда, когда Персей получает от Афины зеркальный щит, чтобы избежать взгляда Медузы, он отрубает голову ужасной Горгоны и происходит преобразование.

Эта новая травма, которая отделяет голову Горгоны от тела, даёт возможность родиться новому. Но сделать это очень не легко. Нужно не смотреть в глаза Медузе, но видеть её, приблизиться, но оставаться невидимым — такая задача стоит перед героем или Эго на пути трансформации окаменевшей женственности. Насколько смелым и гибким должен быть внутренний герой, чтобы решиться на эту схватку. Осторожный контакт, невидимое приближение, медленно возникающая близость разрушают горгонью часть психики, трансформируя её в новые качества.

В результате сложного и долгого взаимодействия Эго с теневым бессознательным, внутрипсихическая Медуза Горгона может трансформироваться в творческое начало (Пегас), исцеляющую силу противоречий (живая и мёртвая вода), прекрасную женственностью (спасенная Андромеда) и ставшую видимой для сознания теневую часть патриархального мира (голова Горгоны на щите Афины).

И путь этот идёт через «отрубание головы» или потерю Эго, то есть потерю прежней идентичности. Это путь депрессии, опустошенности, боли. Смерть одного психического для рождения нового не бывает безболезненным.
Сновидения, содержащие комплекс Горгоны связаны с насилием, убийством, преследованием, страхом перед змеями, неизвестными тёмными местами, обледенением, холодом, встречей с ведьмой, монстрами, вампирами и так далее.

Эти сновидения возвращают сновидца к переживанию отвержения, страха насилия, опасности контакта с другим. Развитие таких сновидений в терапевтическом процессе может происходить от полного избегания опасности к встрече с преследователем и смерти. Возвращая сновидца к переживаниям, связанных с травмой, сновидения делают попытку трансформации, которая сопровождается потерей прежних сознательных установок как «отрубание головы Горгоны» и рождением новых из бессознательного – как крылатого Пегаса и прекрасной Андромеды.

Анна Синицына

источник

 

семинар на тему Медузы Горгоны

You may also like...