Три модели поведения: от треугольника Карпмана к треугольнику стратегии

Почему наше общение не идеально? Казалось бы, люди обладают всеми необходимыми качествами, чтобы с помощью языка достигать поставленных целей. То есть общение – это удобный и понятный способ реализации своих потребностей. Часто так и происходит, если речь идёт о формальных взаимодействиях. Например, общение покупателя и продавца или пассажира и кондуктора. Там, где целью общения является разовое событие, не требующее проявления эмоций, чаще всего не возникает трудностей в коммуникации.

Но, пожалуй, у каждого человека есть личные истории, где кипят страсти и происходят житейские драмы. Споры по пустякам и по глобальным вопросам между мужем и женой, матерью и детьми, зятем и тещей. Сюда же относятся напряженные отношения начальника и подчиненного. Почему так происходит? Семейная близость или профессиональные вопросы, вроде бы, должны улучшать понимание, но часто это не так.

Ответ на эти вопросы не так сложен. Коротко причину конфликтов можно найти в смешении двух уровней общения: внешнем и внутренним.

«Бытовое общение» с неблизкими людьми – это внешний уровень. Смысл такой коммуникации и ее назначение обычно не требует больших усилий и эмоциональных включений, это предельно формальное общение. В идеальном варианте оно автоматическое, с минимальным вниманием. «Привет!-Привет! Как дела? Хорошо!» Сфера услуг – еще один хороший пример такой коммуникации. Она строится по схеме «запрос-результат».

На внутреннем уровне ситуация другая. Там важен процесс, результат вторичен, как и сам запрос. Например, семейная ссора. Поводом к ней может стать любое событие. И завершиться ссора может с любым результатом. Главное в этом действии не причина, а необходимость «выброса энергии». Или подпитка энергией.

Цель внутренней коммуникации – формирование эмоционального опыта, опыта переживаний, того, что делает нас людьми, а не машинами.

Есть условно отрицательные эмоции (гнев, зависть, ревность, страх) и условно положительные эмоции (радость, спокойствие, любовь). Эмоции – топливо для психической системы. Положительные эмоции как топливо для психики, конечно, предпочтительнее, но их трудно удерживать. Отрицательные эмоции токсичны, но зато они легко запускаются. Это как фаст-фуд: да, знаем, что вредно, но это еда сытная, доступная, компактная, быстрая. Так и с отрицательными эмоциями. Вредно, но доступно каждому.

Наша психика – сложная система, поддерживающая неустойчивый баланс. Как и любой системе, психике нужна энергия. Самым доступным источником энергии служат эмоции. Любой ребенок начинает познавать мир через свои эмоциональные состояния, соединенные с физиологией. Голод – боль – плач – смех – пресыщение – усталость.

Примером своеобразного двигателя внутреннего сгорания для нашей психики (в  котором и переплавляются эмоции позитивные или негативные) служит модель «драматический треугольник» или «треугольник Карпмана». Автором этой модели является психолог, представитель Транзактного Анализа, Стивен Карпман.

Модель Карпмана подразумевает наличие трёх стойких психологических ролей: Жертва – Спасатель – ПреследовательОсновы этой модели закладываются ещё в детстве, когда ребенок часто попадает в ситуацию беспомощности, что формирует позицию Жертвы. Родители, общаясь с ребёнком, реагируют на его беспомощность либо ролью Спасателя («я сделаю всё, чтобы мой ребёнок…») либо ролью Тирана («будешь делать то, что я сказала/сказал»).

Поскольку каждый человек был ребенком, то роль Жертвы знакома и по-своему удобна. В ситуации стресса одним из решений может быть психологическое бегство в беспомощность. Очевидная выгода позиции Жертвы – перенос ответственности на внешнюю фигуру. Это может быть партнер, кто-то из родителей, руководитель государства, атмосферное явление (дождь).

Если удобнее чувствовать себя Жертвой и надеяться на помощь, то формируется связь Жертва-Спасатель.

Если удобнее найти виноватого, то формируется связь Тиран-Жертва

Если бы взаимодействие шло только между двумя фигурами (Жертва-Спасатель или Жертва-Преследователь), то оно бы не стало универсальной моделью поведения. Устойчивость этой модели придает наличие третьей фигуры, которая делает возможным переход из роли в роль. Например, Жертва, не выдерживая давления Преследователя, обращается к Спасателю. Спасатель начинает помогать, снижает уровень притеснения, у Жертвы появляются дополнительные ресурсы. Но эти ресурсы Жертва направляет против Спасателя, формируя претензию относительно недостаточной или избыточной помощи. Либо Жертва превращается в Спасателя в отношении Преследователя, который теперь воспринимается как Жертва.

Особенность проявления модели Треугольника Карпмана в том, что в разных жизненных ситуациях человек может проигрывать все три роли, даже в течение одного дня.

Как выйти из «драматического треугольника» и надо ли это делать?  Может быть треугольник Карпмана – это адаптивная модель поведения? Которая позволяет человеку реагировать на различные жизненные ситуации в той или иной форме и своеобразно, но  справляться с проблемами?  

Прежде чем избавляться от поведенческой модели нужно разобраться, как она работает. И, чтобы эта модель перестала срабатывать автоматически, нужно наработать другую модель, где роли будут другими.

***

Альтернативной формой треугольника Карпмана может быть «Треугольник Поступка»

В этой модели вместо роли Жертвы предлагается Герой. В чём разница между Героем и Жертвой?

Герой может победить (хотя может и проиграть), существует неопределенность в ситуации стресса. Жертва – статична, для любой ситуации есть определенный набор реакций.

Герой обладает свободой выбора, он рискует, но риск может привести к нужному результату. Жертва лишена выбора, она ре-активна.

Герой ставит цели и задачи, жертва без инициативна.

Вместо роли Спасателя –  роль Аналитика. Что нужно делать, если твои усилия как Героя раз за разом заканчиваются неудачей? («Найти виновного и наказать» на этом уровне уже не работает). Стоит посмотреть на ситуацию и на себя со стороны и разобраться. Такой навык не врожден, его нужно «поставить». Но потенциально любой мыслящий человек может развить в себе эту способность для этого нужно начать это делать. Это как навык чтения, сначала совершенно непонятно как складывать буквы в слова, а слова в предложения, а потом это происходит автоматически. Так и с Аналитиком.

Вместо Тирана в «Треугольнике Поступка»  – Мотиватор. Есть известная притча об удочке и рыбе:

Дай голодному рыбу – и ты накормишь его на один день.

Дай ему удочку, научи его ловить рыбу – и ты накормишь его на всю жизнь»

Задача Мотиватора – заинтересовать Героя на совершение поступка. У многих людей, которые так или иначе справились с ролями из «драматического треугольника» часто пропадает интерес к жизни. Освобождение от отягощающих жизнь динамик не приводит автоматически к появлению позитивных процессов. Их нужно создавать самому, заново, что непросто. Это задача Мотиватора.

***

Оптимальной моделью преобразования Треугольника Карпмана можно считать «Треугольник процессов».

На место Героя приходит Триумфатор. В чём его отличие от Героя? У Героя есть цель, есть потребность что-то изменить, достичь, совершить. Для Триумфатора любое событие – это проявление его триумфа, прославления, позиции Суверена.  Триумфатор в любой момент времени находится в полноте своих проявлений.

Аналитик из предыдущей модели (тот, кто на первом уровне был Спасателем) трансформируется в Мудреца. Основная задача Аналитика была – не вовлекаться в поиски виновных. С позиции базовых психических реакций именно пауза перед проявлением гнева уменьшает поглощение личности этой сильной эмоцией, самое ценное в роли Аналитика – разотождествление себя и своих реакций.

Для Мудреца задача меняется, цель – объемное видение. Мудрец видит происходящее как бесконечное преобразование причин в следствия и формирование новых причин. 

Стратег становится третьей фигурой в «треугольнике решений» вместо Мотиватора. Основным качеством Стратега является способность видеть ситуацию в целом и действовать, используя правила системного мышления. Для Стратега важна не локальная победа, он действует, учитывая все причины и следствия.

Борис Медвидь

Научиться сделать треугольник Карпмана не наказанием, а рабочим инструментом можно на курсе “От драмы к стратегии”

 

 

 

 

 

You may also like...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *