Сизигия: анима и анимус

Сизигия означает пару, бинер или диаду. Первоначально это слово обозначало «связанные вместе». Слово состоит из двух различных основ: «syn» означает «с», а «zygon» – «хомут» в лошадиной упряжке. Шлея упряжи связывает и так называемый zygon.. Zygon или сизигия дословно означает пару лошадей в одной упряжке.

В понимании Юнга этот термин относится к сопряженным вместе мужскому и женскому принципам в психике человека. Изображение на рисунке можно считать абстрактным представлением структуры психики. Изучая схему сверху вниз, мы начинаем с уровня эго на вершине. Затем мы видим тень, изображение которой в некоторой степени указывает на то, что тень отбрасывается светом эго. Тень можно считать следующим уровнем психики. Продвигаясь далее, мы видим сизигию – женский и мужской принципы, представленные анимой у мужчины и анимусом у женщины. На самой большой глубине появляется Самость, вначале в её личностной манифестации, а затем и в коллективных формах проявления, например, исторической, мировой и наконец как переживание единого пространственно-временного континуума.

Рисунок иллюстрирует то, как мужское и женское эго соприкасаются с Самостью через свои контрсексуальные компоненты. В середине диаграммы представлено своего рода абстрактное «чистое эго», расположенное точно между мужским и женским принципами, которое на самом деле всего лишь идеал, не существующий в реальности. С левой стороны мы видим женское эго, которому для установления связи с Самостью следует пройти через Анимус. Напротив – мужское эго, которое аналогичным образом должно установить связь с Анимой.

Юнг говорил что Анима и Анимус состоят из трех факторов: качества противоположного пола, присущие конкретному человеку, архетипический образ и личный жизненный опыт общения с противоположным полом. Первые два фактора — врожденные, а третий, связанный с жизненным опытом, является приобретенным. Конечно, в реальной жизни эти врожденные и приобретенные факторы невозможно четко различить между собой, поскольку они сочетаются друг с другом и перемешаны между собой в беспорядке. Что касается третьего фактора, опыт общения с матерью или отцом чрезвычайно важен, однако не только родители вносят свой вклад в формирование приобретенных характеристик анимы или анимуса. Помимо матери огромный вклад в образ анимы вносит сестра, дочь, любовница, жена и спутница. Все они формируют тот уровень анимы, который является приобретенным. Но позади этого личного опыта, существует архетипические факторы, которые мы можем встретить в мифах как образы божественного проводника, источника вдохновения, коварной соблазнительницы, персонификации самой жизни или судьбы и, наконец, архетипический принцип Эроса.

Женщина получает схожий опыт, связанный с Анимусом. Прежде всего это отец, затем брат, сын, любовник, муж и партнер на личностном, приобретенном уровне. На архетипическом уровне можно найти божественного проводника, источник вдохновения, опасного соблазнителя, персонификацию духовного смысла и наконец, принцип, Логоса.

В этом контексте также важны различны состояния связанности Эго с Анимой или Анимусом, что весьма значимо при оценке пациентов для анализа. Различают четыре разных состояния: инфантильное состояние, состояние проекции, состояние одержимости и состояние осознанности. Инфантильное состояние символизируется мотивом инцеста матери и сына или отца и дочери. Вот как Юнг описывает состояние инфантильной связи с Анимой:

«…Зачастую рядом с ним действительно находится мать, которая внешне немало заботиться о том, чтобы ее сын стал мужчиной, но на деле не пренебрегает ничем в своих неустанных жертвенных стараниях помешать ему повзрослеть и жениться. Между матерью и сыном имеется тайный заговор, и можно наблюдать, как каждый из них помогает другому в предательстве по отношению к жизни.

…У него есть подлинное желание соприкоснуться с реальностью, заключить в объятия землю и заставить житейскую ниву приносить плоды. Однако же все, что он делает, – не более чем серия судорожных попыток, ибо и его инициатива, и его способность к постоянству подорваны таящейся в нем памятью о том, что мир и счастье в мире можно получить как дар – от матери».Качество, описанное здесь столь наглядно, в той или иной степени встречается у всех анализируемых мужчин, в особенности юных. Как правило, оно не проявляется столь явно, однако базисное бессознательное отношение всегда присутствует, можете ли вы это увидеть или нет”.

Описание связи между женщиной и ее отцом: «Темное солнце женской психологии связано с образом отца, поскольку отец является первым носителем образа Анимуса. Он наделяет этот реальный образ субстанцией и формой, ибо в силу своего Логоса он является для дочери источником “духа”. К сожалению, этот источник зачастую оказывается загрязненным как раз в том месте, где мы ожидаем найти чистую воду. Ибо дух, который помогает женщине, это не просто разум, это гораздо большее: это установка, дух, в соответствии с которым человек живет. Даже так называемый “идеальный” дух не всегда является наилучшим, если он не понимает, как соответствующим образом вести себя с природой, то есть с животным человеком. Это действительно было бы идеально. Поэтому каждому отцу дана возможность развращать, тем или иным способом, природу своей дочери, а учитель, муж или психиатр должны все это расхлебывать. Ибо то, “что было испорчено отцом”, может быть исправлено только отцом, а то, “что было испорчено матерью”, может быть исправлено только матерью».

Вверху диаграммы показано эго, отбрасывающее тень. Женское и мужское эго представлены отдельно, чтобы продемонстрировать, как каждому из них придется пройти через контрсексуальный аспект (анима или анимус), чтобы установить связь с Самостью. В нижней части диаграммы Самость вначале проявляется личностно, а затем на более глубоких уровнях, в общечеловеческих аспектах: историческом, мировом и вселенском.

Эти комментарии говорят нам о главной опасности для сына: материнском комплексе, отравляющем его мужское стремление к активной жизни; в то время как для дочери опасность отцовского комплекса состоит в порче реальной связи с духом или смыслом. И та и другая опасность исходит из инфантильной связи с анимой или анимусом.

При втором или проецируемом состоянии опыт анимы и анимуса переживается в проекции на представителя противоположного пола. Существует большое различие между дальними и близкими проекциями. Удаленными проекциями называют поклонение кинозвездам и рок-певцам или другие проявления фанатской любви. Такие коллективные проекции обычно разделяются целыми группами, и тот, на кого осуществляется проекция, никаким образом не вступает в контакт с проецирующим. Поэтому данный феномен имеет очень большое инфантильное содержание. Близкие проекции становятся ближе к источнику, что приводит к коллизиям в реальной жизни, когда спроецированный образ противопоставляется объективной реальности человека, несущего проекцию. В результате происходит увеличение осознанности.

Третье состояние связи с анимой и анимусом называют одержимостью: мужчина оказывается одержим анимой, а женщина – анимусом. Одержимость мужчины анимой — состояние, которое обычно приходит и уходит по настроению, он становится чувствительным и обидчивым, его очень легко задеть. На мой взгляд, ключевым словом для определения мужской одержимостью анимой является обидчивость, состояние разочарованности и каприза. Другой аспект одержимости анимой – крайняя мягкость. Состояние одержимости анимусом у женщины прямо противоположно. Она становится самоуверенной, категоричной, склонной к бессмысленным спорам. Там, где действует анимус, женщина становится несоразмерно жесткой.

Наконец, четвертое состояние может быть определено как осознанная связь с анимой или анимусом. Когда эго устанавливает сознательную связь с анимой или анимусом, они более не являются предметом одержимости, и контрсексуальный элемент становится каналом, по которому содержимое коллективного бессознательного способно переместиться из бессознательного в Эго. Такая сознательная связь с анимой или анимусом приводит к установке, дающей регулярное внимание к бессознательному. Юнг отмечает:

«Хотя действие анимы и анимуса можно осознать, сами они суть факторы, лежащие вне сознания, недосягаемые для восприятия и воли. Поэтому, независимо от интеграции их содержаний, они остаются автономными, и об их присутствии всегда необходимо помнить. Последнее крайне важно с терапевтической точки зрения, ибо, непрерывно наблюдая за бессознательным, мы отдаем ему ту дань, которая в большей или меньшей мере гарантирует его сотрудничество. Как нам известно, с бессознательным невозможно “поладить” раз и навсегда. Фактически, одна из важнейших задач психической гигиены состоит в том, чтобы постоянно уделять внимание симптоматике бессознательных процессов и содержимого бессознательного».

Окончательной целью составляющих сизигию маскулинных и фемининных принципов является коньюнция, их соединение. Интенсивное стремление сизигии достичь соединения проявляется во внешней жизни совершенно естественно: мужчина или женщина влюбляются, иными словами, они оказываются захвачены взаимной проекцией. На этой стадии все просто упоительно. Каждый убежден, что обрел родную душу в другом, и всякий раз, когда они оказываются вместе, возникает чувство целостности. Обратной стороной этого блаженства является крайне болезненное ощущение потери, когда они оказываются разлучены. Данное начальное состояние, будучи в большой степени бессознательным, как правило, не может задержаться надолго. Дальнейшее развитие событий может пойти по трем возможным путям.

Первый и наиболее вероятный вариант заключается в том, что коньюнкция будет реализована на конкретном уровне, что означает заключение брака, создание семьи и соединение жизненных путей. Либидо, некогда установившее связь между анимой и анимусом, постепенно перенаправляется на преодоление трудностей, связанных с реальной совместной жизнью.

Вторая возможность заключается в том, что вместо реального осуществления конъюнкции произойдет реальная сепарация. Другими словами, проекция оставит его или ее. Когда проекция оказывается снята, тот, на кого осуществлялась проекция, оказывается отвергнут, покинут и беззащитен перед чувством горя, отчаяния и ярости. Это комплекс Дидоны, Медеи и Дона Хосе из «Кармен». Проявляется крайнее выражение ярости или отчаяния, поскольку покинутый переживает утрату второй половинки как предельный и окончательный крах, потерю шанса на конъюнкцию; отчаяние может привести к деструктивному поведению. Альтернативой здесь является понимание, что другой человек не был тем самым внутренним объектом, а обретя это понимание, нужно начать устанавливать связь с анимой или анимусом как с внутренним объектом. Это можно определить изречением: «Когда уходят полубоги, появляются боги». Так было в случае Арианды – после того как ее бросает Тесей, на сцене появляется Дионис.

Третья возможность предоставляет постепенное развитие в процессе взаимной проекции, он и она мало-помалу открывают, что их влюбленность основана на проекции Анимы или Анимуса. Однако из этой проекции развивается осознанная способность к настоящей любви. Постепенно появляется способность любить партнера таким, каков он есть; одновременно с этим устанавливается и развивается связь с внутренним образом Анимы или Анимуса.

Эдвард Эдингер

источник

 

 

You may also like...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *