Внутренний Подросток и несостоявшеяся инициация

Благодаря треугольнику Бёрна многие знают об Эго-состояниях: Внутренний Родитель-Внутренний Ребёнок-Внутренний Взрослый. Карпман, ученик Бёрна потом преобразовал эту конфигурацию в треугольник Карпмана.
Но часто некоторое динамики нельзя прямо идентифицировать как детские, но и на взрослые они не похожи. Можно говорить о неких промежуточных состояниях, для которых подойдёт термин «Внутренний Подросток».

Что отличает подростка? Он уже не Ребенок, но ещё не Взрослый. По сути, отрочество – это транзитный, переходный период от детства к взрослой жизни.
Как и любой транзит, он должен завершится некой точкой перехода, инициацией.
При этом слове воображение рисует картины с участием членов какого-нибудь тайного общества или что-то из жизни племени. В нашей жизни посвящения если и бывают, то в виде формального или карнавального посвящения в студенты, например.

В племенных сообществах инициация во взрослый статус была важным пороговым событием, определяющим новый уровень ответственности инициируемого. Это было напрямую связано с выживаемостью группы: детей содержат только до определенного времени, дальше — они взрослые с новыми обязанностями.
Сейчас другие времена. И подростковый статус не заканчивается с наступлением юности.
Но поскольку не было внешней инициации, нет и внутренней. Временное, пограничное состояние подростка становится основным, контрабандой привнося во взрослую жизнь детские запросы.
Например, в партнёрских отношениях «внутренний подросток» будет много требовать от другого, но сам вкладываться — минимально, на работе он будет требовать достойную зарплату, которую должны платить просто так, только за то, что он ходит туда, в группе он будет требовать к себе внимания и уважения, но сам – позволять бестактности и грубости.

Выявить эту субличность непросто, ведь обычно исследуют динамики «внутреннего ребёнка». А что касается взрослых запросов, то подросток вполне может их сформировать. Другое дело, что не сможет их «выдержать».
Также Подросток раним (не по годам), уязвим, не обладает самоценностью.
Получается, эта субличность, ещё мене определима, чем Внутренний Ребёнок.

Подросток хорошо мимикрирует под Взрослого. И выявить его статус может только кризис, но как раз тогда Подросток начинается «сыпаться». Пример с болезненным разрывом отношений известен, наверное, каждому. Большая вероятность, что в таких разрывах именно Подросток и страдает. Но страдая, он не находит выхода, занимаясь тотальным самоуничижением и проходя круги страданий.

Если правильно выбрать инструмент и язык описания для практики термин Внутреннего Подростка может быть важным инструментом взросления и индивидуации.

И без полевых практик здесь никак.

22.02.22

борис медвидь

You may also like...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *