Пролить свет на свою Тень
Тень — это все наши чувства, желания, черты характера, которые мы отказываемся принимать в себе из страха быть отвергнутыми значимыми для нас людьми. И мы просто перестаем осознавать это неприемлемое (иначе говоря, вытесняем его в бессознательное). Само понятие Тени ввел основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг.
Как появляется Тень?
С самого раннего возраста каждый ребенок очень чутко ловит и быстро учится понимать, чего ждут от него близкие, в первую очередь — его родители. Как объясняет юнгианский аналитик Джеймс Холлис, в семье каждый из нас получает и усваивает множество скрытых посланий: «Мой смех и веселые игры вызывают у матери тревогу», «Мое независимое мнение обижает отца», «Я должен пожертвовать своими самыми глубокими чувствами, чтобы ощущать себя в безопасности»1. Мы боимся потерять расположение близких, разочаровать их или вызвать их гнев. Для нас это жизненно важно, и мы подстраиваемся под требования, ожидания и стереотипы нашего окружения.
Мы становимся послушными, потому что старшие осуждают наше своеволие. Стараемся заботиться о других, потому что нехорошо быть эгоистом и думать о себе. Родителям не нравится, когда мы сердимся и настаиваем на своем, — и мы учимся быть покладистыми. Нам дают понять, что область сексуальности — это что-то стыдное, и мы закрываем ее для самих себя. Список этот бесконечен, и каждый из нас может добавить в него собственные пункты.
Приобретая одни качества, мы неизбежно теряем другие. Мальчику не пристало быть слишком нежным, он должен быть сильным — и его природная чувствительность подавляется, он перестает не только проявлять, но и осознавать ее. Девочке негоже быть атаманшей в мальчишеской компании, ее дело баюкать кукол — и в Тень уходят ее лидерские качества.
Так формируется наше «Я» и одновременно возникает обширное пространство темных «подземелий», где годами скапливается все, что мы в себе подавили, от чего отказались. В каком-то смысле мы сидим на вулкане, который может взорваться в любой момент. Эту подавленную, но все равно живую и активную психическую энергию и называют Тенью.
5 ШАГОВ К СВЕТЛОЙ СТОРОНЕ
Психолог Жан Монбуркетт в этом примере описывает пять этапов, которые нужно пройти, чтобы воссоединиться со своей Тенью.
Осознать проекцию на другого. Максим вместе с приятелем создал свою фирму. Тот альпинист и часто берет отпуск, чтобы отдаться своей страсти. А находясь в офисе, то и дело пьет кофе и болтает с сотрудниками, отрывая их от дела. Максим же — трудоголик, его выводит из себя этот бездельник. Но по сути, он проецирует на него свою Тень: собственную потребность в отдыхе он предоставил удовлетворять партнеру.
Скорректировать предубеждения. Создавая проекцию, мы надеваем на другого маску и взаимодействуем с ней, а не с реальным человеком. Хотя маска не всегда впору этому персонажу и то и дело угрожает свалиться. Реальное поведение человека отнюдь не всегда соответствует нашему взгляду. Так и Максим иногда с удивлением отмечает, что лентяй-партнер почему-то успевает справиться с большим объемом работы.
Перестать искать подтверждений. Избавиться от своей проекции нелегко: даже в моменты сомнений мы умеем убедить себя, вопреки очевидному, в справедливости своих предвзятых суждений. Чтобы проверить свои подозрения, Сергей начинает пристально следить за партнером, втайне желая поймать его на том, что тот отлынивает от работы. И иногда ему это удается. Сергей торжествует: он был прав!
Заглянуть в источник мучений. Упорно поддерживая свою проекцию, человек в какой-то момент чувствует себя обделенным, умаленным в самой своей сути. Он ощущает, что сам лишился тех качеств, которые проецирует на другого, и это вызывает хронический стресс. Максим, проецирующий на компаньона свою способность отдыхать и жить полной жизнью, уже на грани срыва, работа изматывает его до предела.
Принять то, что было отвергнуто. Депрессия нередко подталкивает проецирующего к осознанию патологической ситуации, в которой он оказался. Психотерапевт может помочь ему овладеть проекциями, а благодаря этому выстроить реальную самооценку и здоровые отношения. Максиму предстоит научиться у своего партнера умению распределять силы и — шире — пониманию, что жизнь больше, чем только работа. В итоге качество его жизни (включая работу) значительно улучшится.
Ловушки Тени
На первый взгляд мы отбрасываем в Тень темные аспекты нашей личности, то, что мы сами считаем изъяном: агрессию, зависть, жадность, ревность, гнев и так далее. И вместе с тем, настаивает Юнг, она «состоит не только из морально осуждаемых склонностей; в ней проявляется ряд хороших качеств». Упрятанной в Тень может оказаться смелость, уверенность, креативность, жизнерадостность… «Хорошее» или «плохое» — это все, что мы в себе отрицаем, не хотим в себе признавать.
Проблема в том, что Тень никогда не сдается, на какие бы замки мы ее ни закрывали (то есть как бы мы ни отрицали наши скрытые качества). Она дает о себе знать на каждом шагу. Чудовища и монстры из наших ночных кошмаров — это ее обличья. Но и многие наши страхи наяву тоже порождены ею.
Больше всего нас раздражает в других то, что мы не принимаем и не признаем в себе
Тень — источник глубочайшего самообмана, которому мы все подвержены: отрицая в себе какие-то качества, чувства, влечения, мы приписываем их другим, начинаем давать людям характеристики, порой вообще не имеющие с реальностью ничего общего. Так наша психика защищает себя от осознания, что все это есть в нас самих. Эта ловушка получила название проекции.
Чтобы распознать подмену,можно использовать такой прием: вспомнить и записать те черты, которые нас больше всего раздражают и восхищают в других людях, но которых, как нам кажется, нет в нас самих. Полученные результаты — не что иное, как наша спроецированная Тень.
Стоит последить за собой в течение дня: мы то и дело возмущаемся чужой грубостью, жадностью, равнодушием… Но всегда ли мы сами безупречно вежливы, щедры, готовы прийти к кому-то на помощь? Нас восхищают чужое бесстрашие, собранность или целеустремленность — но разве мы никогда не проявляли смелости, организованности, не добивались того, к чему стремились?
Но в том-то и дело, что мы не замечаем, как попадаем в ловушку проекции: это процесс бессознательный, не контролируемый нами.
Танец Тени
Особенно печально, когда объектом проекции становятся наши близкие — партнеры или дети. По сути, мы перекладываем на них ответственность за то, чего не принимаем в себе самих. Вот почему, отмечает Джеймс Холлис, «семейные ссоры — это, по существу, невольное участие в танце Тени, где каждый играет предсказуемую роль с известным партнером и с предсказуемым результатом».
Проекция мешает нам увидеть перед собой реального человека — мы видим лишь ту маску, которую сами на него надели.
Иногда конфликты с другими достигают поистине драматического накала. Как писал об этом Юнг, «человек совершенно откровенно портит жизнь себе и другим, но ни за что на свете не хочет понять, насколько он сам — виновник всей трагедии и насколько он же сам постоянно ее подпитывает и поддерживает». Здесь, в Тени, истоки нашей нетерпимости, и личной, и коллективной, ко всем иным (иноверцам, инородцам, гомосексуалистам и прочим).
В Тени таится полная противоположность тому человеку, которым мы себя считаем. Более того — себя самих мы тоже не можем любить и уважать, если игнорируем часть себя и позволяем ей сражаться против наших же интересов.
Сделать Тень союзником
Вот почему для каждого из нас так важно «встретиться» со своим двойником и признать в нем себя. «Осознать свою Тень и научиться управляться с ней — участь всех людей», — писал Юнг. Это означает осознать: все то, что меня возмущает (или восхищает) в других людях, есть и во мне. Во мне, добром и миролюбивом, есть злость и агрессивность. Или во мне, слабом и беззащитном, есть сила и способность отстаивать свои интересы.
Принять это очень непросто, ведь это означает пересмотреть наше представление о себе самих. Но тот, кто отказывается от этой работы, рискует еще больше. Ему грозят стресс и подавленность, тревога и неудовлетворенность собой, чувство вины. Он будет подвержен всевозможным навязчивым состояниям и рискует пойти на поводу у своих порывов: ревности, неуправляемого гнева, злобы, чревоугодия…
А отважившись встретиться с Тенью, мы получаем огромные бонусы. При этом принять темные стороны своей личности не означает потакать им. Наоборот, признав их, мы можем их контролировать, то есть не позволять Тени захватить нас.
«Если у человека во второй половине жизни найдется хотя бы малая толика сознания и крупица моральной силы, то критику, если она вообще должна присутствовать, следует относить только к себе», — полагает Джеймс Холлис. И все же чем раньше человек начнет осознавать свою Тень, тем лучше. Кстати, про Тень стоит помнить и родителям, чтобы меньше навязывать детям свое видение мира, позволяя развиваться их естественным склонностям, интересам и особенностям характера.
Впрочем, навсегда распрощаться с Тенью нам не удастся никогда. Вот почему Юнг предлагал своим клиентам вернуться к нему через 10 лет и проанализировать, что накопилось в их Тени за эти годы. И это нам тоже стоит понять и принять.
Галина Черменская