Буддизм, возрастная психология и последняя буква в алфавите
Все мудрецы всех времён с дипломами и без твердят в один голос: Товарищи, «Я» – это зло. Жизнь в стиле «Я» – это страдание. Мироощущение по типу «Я и они», деление мира на Субъект и Объект – это ошибка, заблуждение, дичь!
Бросьте «Я-стиль» пока не поздно. Почему?
Я и Сознание
Что такое – Я? Я – это наше сознание. (Всё, что вы можете о себе рассказать и вспомнить. Списки воспоминаний и пристрастий. Характер, привычки, уникальный опыт и конкретные привязанности).
Чего вы боитесь больше всего? Смерти. Почему? Потому что смерть – это конец вашего вот этого… Вашего — сознания, помнящего себя и повторяющего вновь одно и то же. Смерть – это конец такого Я.
Самое ценное, что у вас есть, это не айфон и не квартира, и даже не ребёнок (не лицемерьте). К потере всего можно притерпеться. Но есть одно, к чему не «притерпишься». Потому что «притерпеваться» будет некому. А это непонятно и пугает.
Самое у вас ценное – это то, что вы больше всего страшитесь потерять, и прячете эту мысль подальше, потому что она – невыносима. А больше всего вы страшитесь потерять — себя и свой уникальный опыт— так, как об этом сказала Цветаева.
«Исчезнет всё, что пело и боролось,
Зияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос
И золото волос.
И будет Жизнь,
С её насущным хлебом,
С изменчивостью дня.
И будет всё. Как будто бы под небом
И не было — Меня».
Это — вопль Я. И он не имеет никакого отношения к настоящей природе вещей во Вселенной. И вот это — радует. Это – обнадёживает. Тревога – ошибочная. Не о чем плакать.
***
Состояния Сознания: познакомьтесь с богатым ассортиментом
Как мы уже узнали вначале — Я – это сознание.
А вот теперь уточним.
Слава Богу, что философы и психологи, хотя бы в 20 веке сделали базовой и неоспоримой для науки следующую истину, которую другие знали уже давно.
Состояний сознания — много, разных, удивительных и богатых! И такое вот состояние сознания, при котором человек ощущает своё крохотное «Я», как нечто отделённое глухой стенкой от мира и других людейсуществ, это…
это всего лишь – да, одно из возможных состояний сознания, присущих человеку на некотором этапе его эволюции. Но далеко не единственное, и уж конечно, не богатое. Далеко не самое близкое к правде.
Как же учёные догадались о том, что Индивидуальное Сознание (так называемое наше Я) это всего лишь – одно из возможных состояний сознания, один из вариантов самоощущения, присущих человеку?
Очень просто. Чего мы боимся ещё, кроме смерти? Я подскажу вам словами Пушкина:
«Не дай нам Бог сойти с ума!
Уж лучше – посох и сума!»
Да, именно безумцы подтолкнули учёных к догадке.
Вот смотрите: личность – разрушена, Я – разрушено, сознание – разрушено, в общем, нет их, практически.
А человек, тем временем — жив, функционирует, общается с какими-то «духами» и даже, порой, говорит интересные вещи. А иногда и гениальные и очень полезные всем нам, не видящим того, что ясно видит он.
Сознание и человеческое тело: «в» или «вне»
Но главное, к чему уже, наконец, пришли учёные: сознание обитает вне человеческого тела.
Свет тоже обитает вне человеческого тела.
Когда человек теряет способность видеть свет — свет никуда не девается. Девается зрение.
Так же и с сознанием.
Когда человек теряет способность взаимодействовать с Сознанием — Сознание никуда не девается.
Не глаз создаёт свет. Глаз свет — воспринимает (причём довольно убого).
Не мозг создаёт сознание. Мозг Сознание – воспринимает (причём, опять же – довольно убого, какую-то его часть).
Сейчас я процитирую одно очень важное высказывание философа Мераба Мамардашвили, я хочу, чтобы вы его запомнили:
«По обыденной привычке мы, как правило, вписываем акты сознания в границы анатомического очертания человека. Но возможно сознание находится вне индивида как некое пространственноподобное или полевое образование»
Возможно? Буддизм уже много сотен лет не сомневается, что это именно так.
Давайте познакомимся с необычным для нас, глубоко запущенных, состоянием сознания, которое в буддизме носит имя Прабхасвара или Ясный Свет.
Прабхасвара, Ясный Свет
Прабхасвара или Ясный Свет – это состояние сознания, которое не делит мир на субъект и объект.
Это состояние сознания умеет охватить Целое, чувствует взаимопроникаемость и неделимость мира.
Буддисты называют такое состояние сознания – «высшим состоянием» или «истинной субъективностью».
Человек вдруг обнаруживает такую точку видения мира, с которой ему становится очевидно: Я – это только фильтр субъективных представлений. Пора прекращать воспринимать мир сквозь этот фильтр. Пора остановить механизм отсеивания всего самого интересного.
Как человек переживает состояние сознания Прабхасвара или Ясный Свет?
Выход на уровень этого состояния сознания сопровождается переживанием блаженства. Словами об этом говорить трудно. Ведь язык, речь, мышление, слова, дискурс – это порождение расчленения мира на субъект и объект. Но попробовать выразить Ясный Свет словами можно.
«Человеческое существо — это часть целого, называемого нами вселенной… оно переживает себя, свои мысли и чувства, как нечто изолированное от остального, – своего рода оптическая иллюзия сознания. эта иллюзия — подобие тюрьмы, ограничивающей нас только личными желаниями и привязанностью к немногим ближайшим нам людям. Наша задача — освободиться из этой тюрьмы, расширив круг своего сочувствия и объяв все живущие создания и всю совокупность природы в её красоте».
Альберт Эйнштейн. из письма 1950
Впрочем, лучше некоторых поэтов никто не умеет описать словами состояние Прабхасвара или Ясного света. И то приблизительно.
Олень я: в семь ветвей рога,
Я паводок: в равнины ширь,
Я ветр: над глубиной озер,
Я капля рос: паду с зарей,
Я сокол: над скалой парю,
Я шип: засевший под ногтем,
Я чудо: среди всех цветов,
Я чародей: мне ль воспалить
Огнем ум хладный не дано?
Свищу копьем: мне быть в крови,
Лосось я: в заводи плещусь,
Соблазн я: горних райских кущ,
Я взгорок: здесь ступал поэт,
Кабан лесной я: зол и рыж,
Бурун я: гибелью грожу,
Прилив я: к смерти увлеку,
Дитя я: разве за дольменом
Не мой заметишь взгляд?
Я лоно: всякого леска,
Я тропка: всякого холма,
Я матка пчел: мой всякий рой,
Защита я: любой главе,
Могила я: надежда всем.
(Роберт Грейвс “Белая Богиня”)
Прощай, принцип индивидуального «Я»: оружие, которым мы убиваем наше счастье
Принцип индивидуального «Я» является разрушительным для Прабхасвары или Ясного Света. Вместо бессмертного Сознания человек создаёт себе – фрагмент, субъективный «жизненный мир». И плачет, когда его игрушечный песчаный бассейн у кромки прибоя смывает волна Океана.
Самый страшный возрастной кризис из «возрастной психологии» и принцип «Я»
Все вы знаете, что возрастная психология – это наука о последовательной смене возрастных кризисов. Самый популярный — кризис среднего возраста. О нём слышали все.
Я настоятельно рекомендую каждому – прочитать хотя бы самую простую статью, знакомящую с «возрастными кризисами», о которых талдычит современная психология, как о чём-то изначально присущем человеку, как о «норме».
Самые догадливые из вас по прочтении убедятся в одном: каждый из этих «возрастных кризисов» не присущ человеку, а всего лишь — обусловлен. Обусловлен неправильным образом жизни человека, живущего в современной цивилизации.
А напоследок я хочу рассказать вам о самом страшном возрастном кризисе. Он имеет непосредственное отношение к теме нашего разговора.
Кризис Старости
Кризис старости имеет три фазы. На первой фазе человек должен понять, что всю жизнь ассоциировать себя со своей карьерой, профессией и достижениями в них – было очень глупо и недальновидно.
Но теперь уже поздно.
На второй фазе человек понимает, что всю жизнь ассоциировать себя со своим телом и его «достижениями» тоже было глупо и недальновидно.
Но теперь уже поздно.
На третьей (заключительной) фазе человек понимает, что «самоозабоченность» (это термин психологии!) , иными словами – сужение мира до непрочного и конечного «Я» с его пристрастиями и вкусами — это самая большая глупость, которой он занимался всю жизнь.
Но теперь уже поздно.
В старости у человека грубо и цинично отбирают то, что он привык считать собственным «Я» и в чём ему не перечил социум. Более того – заставляют «по-бырому» забыть и отказаться от того, на что подсаживали и к чему приучали всю жизнь…
На протяжении жизни никто не пытается разубедить человека – привязываться к своему телу, не отделять себя от своей профессии (видеть себя только в ней) , никто не препятствует погружению в самоозабоченность. Наоборот, не только приветствуют, а — пестуют, требуют.
И буддизм, и Риг-Веда, и Тейяр де Шарден и Шри Ауробиндо Гхош и даже Эйнштейн просят человека: освободиться из этой тюрьмы по имени «самоозабоченность», расширить круг своего сочувствия и объять все живущие создания»
Перестать ассоциировать себя со своим телом и со своей профессией.
Но, к сожалению, голоса маркетологов звучат громче. Или нет?..
Елена Назаренко
статьи на похожие темы:
О духовном избегании, отношениях и дхарме
Настроение просветления
Особенности пути ученичества