Киев, расстановки, «Родосвит»

Длился конгресс “Родосвит” четыре дня с 12 по 15 сентября. Интересны синронизмы конгресса и погоды. Начиналось всё в пасмурный день, потом все дни шёл дождь, и только ближе к концу последнего дня дождь прекратился. Скорее всего, потоки воды смывали всё проблемы, переплетения и всё тяжелое в судьбах участников. Ещё интересное совпадение: в первый и последний день останавливалось метро из-за падения человека на рельсы. Я не расшифровал пока этот смысл, но учитывая, что поезда метро движется под землей, а психотерапия затрагивает подземные слои психики, связь некая есть.

Я буду описывать конгресс глазами участника, рассказывая о мастер-классах, где я присутствовал, для формирования некоего представления. Каждый день было три или четыре линейки, в каждой линейке от трёх до пяти выступающих. Краткой самопрезентации перед выступлениями не было; куда идти, каждый решал, исходя из информации справочника конгресса.

 ***

Первый день

Веселаго Елена. Расстановка и шаманская практика.

Я уже давно с интересом читаю статьи и блог Елены,  к тому же мне интересна тема шаманизма. На мастер-классе я услышал то, что уже знал по её текстам. Но всё равно, читать и видеть – разные вещи. Сделали несколько упражнений, услышали полезную информацию. Основная тема – работа с Ресурсами и виды ресурсов. Особенностью работы в шаманской интерпретации ресурсов является вероятность отказа Ресурса в помощи и это надо просто принимать. Идея абсолютно правильная, поскольку в родовых полях ресурсы берутся по факту родства, явочным порядком. Здесь Ресурсы – автономные сущности и вправе не реагировать на просьбу по своим причинам.

Тем не менее, для меня до сих пор вопрос остается: расстановщик, работая с темой шаманизма, использует архетипический слой коллективного бессознательного и поэтому может оперировать артефактами и ритуалами прошлого или он использует только практики, в которые его посвятили знающие и умеющие носители навыка (в данном случае, шаманы)? Поскольку я сам использую похожую с Еленой интерпретацию, склоняюсь к первой версии. Что мы вправе использовать опыт шаманской культуры в полной мере, как свой,  ибо среди наших предков давно-давно были те, кому Небо было Отцом, а Земля – матерью. Главный вопрос здесь – это конвенция. Расстановщик позволяет себе такую интерпретацию, а клиент – доверяет фасилитатору. Тогда будет понимание и результат.

Зелинский Александр. Системное моделирование. Мне разработки Зелинского  интересны давно, поэтому пошел сознательно на этот мастер-класс. Было интересно, хотя формат мероприятия и временные рамки давали мало шансов адаптировать инструменты метода для себя. Однозначно метод Зелинского отличается от классических расстановок, удивляет чёткость и лаконичность работы, но, по словам автора, это эффективно. Понравилась прямая связь метода с идеями квантовой физики: что нет объекта, что изменение связей ведёт к изменению системы, что теория о неполноте это не только теория, но и медицинский факт. Однозначно стоит изучать системное моделирование дальше. Дополнительный плюс Зелинского для меня – его поведение на Конгрессе. Хочешь понять человека – посмотри на его повседневные реакции. Все четыре дня я наблюдал и общался с Александром Васильевичем. Он относился к окружающим как к коллегам, без панибратства и без бонапартизма. Нормальная, уверенная позиция мастера, которому не нужно что-то доказывать, но который может поделиться своими наработками.

 Гостева Анастасия. Практика внимательности. С интересом читаю сайт Анастасии, даже перепечатываю оттуда статьи у себя на сайте. Рад, что удалось познакомиться с этой практикой. Во время мастер-класса мы распространяли внимательность последовательно на три тела. Пять тел или пять оболочек – тантрическая интерпретация природы человека. Большинство людей воспринимают себя только на уровне грубого физического тела. И это восприятие формируется через внимание – «где внимание, там и энергия». Перенос внимания последовательно на всё более тонкие тела даёт возможность расширять спектр восприятия мира.

Для расстановщиков такая практика позволит воспринимать поле на глубинном уровне и улавливать все колебания пространства. Через практику внимательности можно выйти на осознание и восприятия сущностных процессов.

Однозначно ценный и эффективный навык не только для практики расстановок, но и для самореализации.  Буду стараться приобрести этот навык на отдельном семинаре Гостевой.

Второй день

Первая линейка была представлена немецкими специалистами. Я пошел на Изабель Фрелих. Структурные расстановки. Мужчина и женщина.

Была продемонстрирована практика, две работы одновременно, где использовались фигуры Запроса, Решения, Внутреннего Мужчины и Внутренней Женщины. Дальше работали с разрешающими фразами, суть которых – признание и любовь к своим внутренним аспектам. Вроде бы Изабель использовала некоторые шаманские приёмы, но они не были радикальными, скорее – вспомогательными. Манера поведения расстановщика была непривычна, много экпрессии, местами похоже на выступление проповедника. Наверное, это такой стиль. Любопытно.

 Бебчук Марина. Безопасность метода расстановок.

Формат круглого стола. Марина – расстановщик с опытом клинического психотерапевта поэтому для нее вопрос безопасности и ответственности за процесс расстановки понятен и важен. На расстановку могут прийти люди с разной степенью психического здоровья и расстановщику следует об этом всегда помнить. Даже опыт заместительства для такого человека может быть травмой. Умение отказать в расстановке – это показатель профессионализма расстановщика и осознание своих границ. Что правильно и для терапевта, и для клиента. Ибо вероятная ретравматизация без возможности её купировать может иметь любые последствия.

Правильная беседа, требующая продолжения на разных уровнях.

 Мухамеджанов Ильдар. Деньги моего мира. Мастер-класс о деньгах, о непростой истории рода в условиях, когда быть богатым значило быть мёртвым. Об уважении к деньгам как древней и могучей энергии. Практики расстановок не было, только упражнение.

Я для себя отметил, что важно не столько кланяться деньгам (а то невольно станешь служителем «мистера Голда» – фигуры из фильма «Револьвер» Гая Ричи), сколько разобраться, почему я не разрешаю себе быть богатым. Это родовое или личное? Что это за программа? Выживания или программа уничижения? Какая роль здесь проявляется? Жертвы (я не могу с этим справиться), Инфанта (прилетит Волшебник и подарит мешок денег), Палача (скоро Они (богатые) дождутся)?

Медвидь Борис. Экзистенциальные расстановки. Поскольку ведущим этого мастер-класса был я, то пришлось идти туда. Изначальная тема была такая «интеграция метода расстановок и практик целостности», но я решил по мере подготовки к докладу взять на себя смелость и назвать тему вот так, с претензией – «экзистенциальные расстановки». Конечно же, правильней это рассматривать как подвид структурных расстановок. Причём, не столько даже расстановок, сколько упражнений, поскольку не предусматривается особых интервенций. Есть заместители, есть пространство, есть решение, но оно уже задано. С другой стороны тот опыт целостности и даже переживание счастья, который может получить участник, настолько важен для его жизни, что эффект может перекрывать несколько расстановок. Ведь в конечном итоге, зачем живет человек? Я считаю, чтобы быть счастливым.

Семейные расстановки помогают выйти на некий нулевой уровень, где происходит освобождение от переплетений. Но вот человек разобрался через энное число расстановок со всеми своими не рожденными родственниками, исключенными; принял все тяжелые судьбы, помирился с родителями. И? Он так уже привык жить в страданиях, что другого то и не знает. Вот тут как раз экзистенциальные расстановки и дадут ему возможность пережить хорошие, целостные состояния. Где их взять? Из опыта культурного наследия. Были практики и были структуры, которые работали только в этом направлении. Например, религиозные сообщества. Есть наработки и техники, но часто для их получения нужно становиться монахами и полностью менять свою жизнь. А ведь можно не так радикально  изменять вектор своей судьбы, и , тем не менее, познакомиться с необычным и целостным опытом.

В экзистенциальных расстановках это достигается через:

1. Феномен заместительства; если заместитель может пережить чувства постороннего  и давно умершего человека в классических расстановках, то он может пережить и то, что переживала его Душа в неких пространствах. Или даже  пережить  состояние Души (Сознания) некоего эталона в его культурной традиции; например, Будды.

2. Формирование ведущим некоего смыслового Поля, где это и происходит. Этот пункт особенно важен, ибо произойти может только то, что может произойти в заданных условиях. Если для ведущего нечто возможно, то и для участника это становится возможно.

Кажется, доклад был сложен для восприятия. Но, выбирая между доступностью и донесением смысла в сжатые сроки, я выбрал последнее. Потом была демонстрация.

Первый пример. Круг Багуа с восемью позициями. Клиент выбирает восемь заместителей и с помощью их тестирует рейтинг каждого сектора от единицы до десяти. Сектора соответствуют направлениям компаса и аспектам жизни клиента, где есть позиции благосостояния, социального успеха, партнёрства, творчества. В итоге получается комплексная картина жизни, выраженная в графической и цифровой формах. Становятся понятны его ресурсы и возможные проблемы. Также можно определить, где потенциально можно брать ресурс, а где он только ухудшит общее состояние. Такой инструмент хорош для работы с клиентом, настроенным на глубокую и последовательную терапию.

Второй пример. Пространство Бардо. Осознание проблемы с позиции Ясного Света.

Клиент ставит в пространстве свою актуальную проблему и своего заместителя. Затем ведущий формирует пространство Бардо и перемещает заместителя по его секторам. (Бардо пространство – это концепция тибетского буддизма, где описывается особенности “поведения” сознания в промежутке между смертью и новым воплощением).

В точке полной и окончательной реализации, на месте Ясного Света, происходит нечто, что трудно описать, назовём это – переживание Сути. После этого  актуальность проблемы уходит. Хотя в этой работе “проблема” больше используется как уловка для вхождения в пиковое состояние. Перемещение по трём секторам Бардо позволяет испытать ступенчатое разотождествление со своими личностными структурами, которые в реальной жизни настолько вплетены в наше Я, что любым классическим переплетениям семейных расстановок до этого далеко.

 Третий день.

Кушнир Сергей. Мелодии живых Рун.

Сергей – ученик Зелинского и его практика была разновидностью системного моделирования. Моделью выступают Руны. Была продемонстрирована работа с руной Иса, изображение которой – простая вертикальная черта. В пространстве воспроизводится с помощью заместителей руна, в данном случае – два человека напротив друг друга, и между ними устанавливается связь. Расстановщик считывает информацию от заместителей и делает выводы.

Не всё было понятно, но, судя по демонстрации, в этом есть интересные моменты. Правда, для использования этой практики следует обучиться системному моделированию.

 Йенс Маргел. Дорога к раю.

Хорошая структурная работа. Принимается запрос у клиента. Ставится тема и три архетипические фигуры: Ребенок, Воин и Мудрец. Происходит опрос. Затем вводится фигура Рая. Поскольку все мы наследники Адама и Евы, у каждого из нас хранится переживание Рая и можем использовать это как Ресурс. Было сделано две работы. Хорошим решением является полная или частичная интеграция частей.

Интересная модель, вот только сдается мне, что мы здесь имеем видоизмененную конфигурацию модели Бёрна: Ребёнок, Родитель (здесь Воин) и Взрослый (здесь Мудрец).

 Колин Д‘обрэ. Расстановка квинтэссенции по методу Идриса Лаора.

Тетралемма выбора из структурных расстановок немного видоизменилась, добавлен 5 элемент. Он и является решением.

В анонсе писалось о буддизме. На самом мастер-классе об этой связи я не услышал. Если домысливать самому, то получается так: в концепции буддизма все скандхи (фрагменты системы под названием человек, их насчитывается пять, комбинации скандх и формируют нечто, что называют человеком) по своей природе пусты и чисты, но понять это можно только через пятую скандху – скандху сознания. Именно там и возможна свобода от обусловленности сансарного мира.

В случае с конкретным запросом и конкретным клиентом – связь с проблемой будет только на уровне первых четырёх скандх, которые при необходимости можно обозначить как позиции тетралеммы: это решение; не это решение; и это, и то; ни это, ни то. Вход в позицию пятой скандхи дает возможность выйти из обусловленности и найти выход, но этот выход лежит в иной плоскости. Пока решение и проблема будут в одном пространстве, результат будет неполным. Именно разрыв пространства, сформированного четырьмя возможными позициями, даже на визуальном уровне дает возможность нетривиального решения. Сознанию предлагается альтернатива, трудно понимаемая с точки зрения обыденной логики, но возможная с точки зрения пространства. И это принимается Полем, уловка срабатывает.  Но это моя интерпретация. И именно в таком формате я могу теперь это использовать в своей работе. Пусть даже в школе Лаора понималось и другое.

 Томас Брайсон и Урсула Франке. Встреча со Смертью.

Я так понимаю, это были топ-звёзды Конгресса. Мы сделали несколько упражнений на присутствие и упражнение «Я и моя Смерть».  Техника присутствия взята из арсенала Айкидо, мне этот феномен уже был известен.

Упражнения со Смертью мы тоже часто делали во время программы обучения. Особых открытий у меня не было. Может этому способствовала беседа моих соседок, которые в середине выступления Брайсона начали так бурно что-то обсуждать, что увлеклись и проговорили до конца занятия. Мешая окружающим людям.

Раз уж пошла речь о неприятном, то напишу ещё об одном аспекте, оставившим осадок после конгресса. С первого по последний день на всех мастер-классах (где я присутствовал) наблюдалась такая картина. После начала, на протяжении минут двадцати происходило следующее. Десятки людей, скрипя дверьми, заходили в аудиторию, как ни в чем не бывало. Не сопровождая свое появление хотя бы ритуальным жестом извинения. Не говоря о том, чтобы хотя бы поприветствовать ведущего тем же кивком. Поскольку большинство из них были женщины, то они несли с собой сумки, пакеты и ещё всякую кладь. Которую, усевшись, они потом ещё раскладывали, сопровождая это сопутствующими звуками. Учитывая, что ведущие давали мастер-классы, опоздавшие могли прийти прямо в процесс расстановки.

У большинства участников всё же получалось не опаздывать. Перерывов  хватало, чтобы поделать свои дела. Время мастер-класса – полтора часа. Мало, но промежуток этот ещё больше сокращался благодаря  таким вот участникам. Внимание поневоле переключалось на движущийся и шуршащий объект, что снижало интенсивность процесса.

Эти системные и массовые опоздания особенно удивительны, поскольку большинство участников так или иначе связаны с расстановками и знают, что настоятельно не рекомендуется вторгаться в пространство, если там уже нечто происходит. Если вот эти опаздывающие так относятся к своим коллегам, то, вероятно, они так же относятся к своим клиентам. Без уважения. В редких случаях опозданий почти не было, если это был мастер-класс титулованного расстановщика. Я подозреваю, что те самые системные опаздывающие в таких случаях даже возможно приходили заранее, занимая лучшие места.

Написав это, я теперь понимаю смысл падений в метро, случившихся в Киеве в первый и последний день конгресса. Невнимание к человеку приводит к его падению на Путь, по которым он едет с помощью поезда/Ресурса. Без подготовки и страховки движение по подземным потокам бессознательного опасно, движение парализуется. Всем от этого плохо.

Выходом из таких неприятных моментов и в метро, и на конгрессе может быть только порядок. Жесткая нормировка правил. Просто через пять минут после начала прекращать впускать опоздавших. Расписание есть, порядок размещения залов есть. Если опоздал, значит, не твое.

День четвертый.

Зицер Элина. Применение ассоциативных карт в индивидуальном и групповом формате.

Отличный мастер-класс. Ведущей удалось в жестких временных рамках дать описание различных способов работы и показать практику с картами ПЕРСОНА. Продемонстрирован пример кинезиологического теста в расстановках с картами. Представлена модель работы с запросом/или без запроса  – Ребёнок-Взрослый-Родитель. Комбинируя расстановку стульев и  работу с картами расстановщик может привести работу к хорошему решению. Через телесные сигналы на стульях и через психологический комфорт взаимодействия трёх базовых карт.

Этот метод был бы хорошим инструментом для тех расстановщиков, кто по ряду причин работает не с группой, а индивидуально. Я был бы рад, если бы центр «МирРа» и Ирина Ищенко пригласила бы Элину в Киев провести семинар.

Шпилева Татьяна. Работа с со-зависимостью.

Хорошая тема, опытный мастер. Практики не было, было описание различного вида со-зависимостей об особенности работы с такими клиентами. Интересный аспект расшифровки запроса для расстановщика: следует распознавать зависимость во время интервью и в процессе перенаправлять работу с конкретного запроса на суть сформированных глубинных отношений. Работа с со-зависимостью больше подходит для постоянных терапевтических групп, где нет необходимости за раз решать всё.

Жабская Ирина. Работа с внутриличностными структурами.

Была практическая работа. После получения запроса введены фигуры и запущены две динамики. Для контроля процессов работал ко-терапевт. Ведущая через конфронтирование и работу с парадоксальными высказываниями привела две антагонистические фигуры к соединению. Первая фигура была состоянием клиентки в настоящий момент, вторая – противоположным, желанным состоянием.

Пока проходила конфронтация, ко-терапевт отслеживал, что происходит с второй динамикой, где были фигуры Тела, Души и Сознания.

Интересная и необычная работа. Правда, она требует наличие ко-терапевта.

Закрытие. Как и открытие Конгресса, его закрытие прошло без излишнего пафоса. Благодарности, отзывы, напутствия. Как и должно быть.

Спасибо Ирине Ищенко, центру «МирРа» и всем, кто был причастен к проведению Конгресса за то, что он состоялся.

16.09.13

Медвидь Борис

 

 

 

 

 

 

 

You may also like...

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *